Мы продолжаем рассматривать фильмографии режиссеров авторского и арт-хаусного кино последнего примерно тридцатилетия. Простым доступным языком, без спойлеров.
Одним из самых заметных представителей берлинской школы стал Ульрих Кёлер. За что он, разумеется, рассчитался неуважением переводчиков. Одну картину вовсе не стали переводить, а две (причем лучшие) доступны только с субтитрами.
Его первый фильм получил наибольшую мировую известность - "Бунгало" (2002), с участием Девида Штрисова. Главный герой - молодой парень - дезертирует из германской армии и скрывается в загородном бунгало своей семьи. Старший брат (Штрисов) пытается как-то урегулировать непростую ситуацию. То есть в центре внимания любимый Кёлером конфликт между нормой и маргинальностью. В Германии столкновение человека с армией не несет такого трагичного подтекста, как в России. Режиссер сосредоточен на инфантильном, милом, странноватом молодом человеке. Его интересует феномен какой-то распыленности, абсолютной неустойчивости людей в современном мире. Этот неспешный фильм срежиссирован тонко, почти воздушно. Остается только догадываться, почему он переведен только субтитрами.
Вторая вещь - "В понедельник привезут окна" (2006) по манере похожа на предыдущую, и это к ее несомненной выгоде. Жизнь обыкновенной семьи, которая занята обустройством дома и воспитанием дочери, прерывается неожиданным событием. Режиссера снова интересует то, как человек не просто выпадает из социальной ткани общества, но более того, выпадает вообще из жизни всем своим внутренним миром. То ли омертвение духа, то ли души характеризуется признанием главной героини: когда она забирает дочь из детсада, она могла бы забрать любую другую девочку, не ощущая каких-то существенный различий. Уход из семейного круга воспринимается как социальная акция, но для уходящего это скорее акт бессилия, растерянности и непонимания себя. Эти два языка не способны внятно коммуницировать, и первые два фильма Кёлера интересуются именно этим жизненным конфликтом. Остается только удивляться, что картина доступна исключительно в субтитрах.
Следующая доступная работа - "В моей комнате" (2018) развивается как реализм в самой тяжелой, вязкой форме. В центре внимания фрилансер, которого гонят с телевидения. Режиссер изображает отделенность и потерянность человека, он это подчеркивает, создавая затянутую, довольно мучительную картину. А затем он выбрасывает героя в антиутопию (постапокалипсис с не очень понятными характеристиками). Перемена жанра нисколько не изменила измождающую манеру повествования. К этому кино или подключиться и стать соавтором, или просто выть. Кёлер с легкостью мог монтировать более динамично, но он прекрасно знает, что делает. Таковы реалии арт-хауса, зрителю предлагается стать соучастником процесса, а не обьектом развлечения.
Последний фильм - "Волонтерский год" (2019) снова воскрешает конфликт норма - маргинальность. Молодую девушку отправляют волонтером в Коста-Рику на год, но она все никак не может улететь. У нее здесь вообще-то парень есть. Но в центре внимания ее отец, образец родственных забот, участия, нетерпения и довольно заметной личной неустроенности. Этот образ делает фильм нервным, резким, по-хорошему неприятным, отличная демонстрация полного отсутствия эмпатии у неплохого в целом человека. Трагикомизм картины в том, что мы помогаем кому-то за тридевять земель (не зная, кстати, нужно ли это), но наш дом в полуразрухе, смятении, и люди не понимают, что и зачем они делают.
Это была фильмография Ульриха Кёлера. Приятного просмотра.