Скажу честно – я не фанат «Аватара», не лазил по тематическим форумам и не смотрел никаких дополнительных материалов. Мне просто понравился фильм, и, если будет продолжение истории – я буду только рад. Хотя, мне сложно представить себе, что может быть дальше. Но, речь пойдёт не об этом…
Для начала, что же стало «первоосновой» для художественного фильма «Аватар»? Ну, многие, наверное, скажут, что это был диснеевский «мультик» «Покахонтас». «Красный циник» вон, в своё время, даже рассказал, что история Покахонтас – вовсе не выдумка, и «Аватар» буквально базируется на этой истории… Ну что я могу сказать? Я «Покахонтас» не смотрел, сказать ничего не могу. А вот то, что у «Аватара» есть более литературный первоисточник – знаю очень даже хорошо…
Давайте сначала разберём основную сюжетную линию фильма – кто у нас главный герой? Джейк Салли, отставной морской пехотинец США. Джейк был ранен в одном из конфликтов, после ранения он остался парализованным. Вот насчёт ветеранской пенсии создатели фильма, конечно «заливают», ведь даже если говорить о упадке экономики, «боевые» ветеранам в США всегда платили хорошо (насколько я знаю). Но тут, у Джейка всё плохо (хотя на алкоголь средства есть – как можно было видеть в сцене в баре), и к нему подходят, чтобы предложить вступить в программу «Аватар» и лететь на Пандору вместо его брата – вроде как у них одна ДНК. И Салли, конечно, соглашается. Потом нам показывают, как он, уже там, на планете, подключается через нейроинтерфейс к этому самому аватару – и ощущает себя полноценным здоровым человеком. И потом, ему всё тяжелее и тяжелее возвращаться в своё искалеченное тело. И под конец, местные, На’ви, при помощи своих «биотехнологий» (кстати, я напишу об этом ещё пару текстов, наверное), окончательно переносят сознание из его старого тела в того Аватара. Вот честно – ничего не напоминает?
На самом деле, те, кто, как и я, любит фантастику, уже догадались, что речь идёт о рассказе Пола Андерсона «Зовите меня Джо». Рассказ этот, конечно же, не имеет никакого отношения к тому, что происходит в фильме. Рассказ повествует нам о том, как для исследования Юпитера было создано очень странное биомеханическое существо, которое было названо «Юпитерианским сфинксом», или же «Ю-Сфинксом». Рассказ был написан ещё в те времена, когда считалось, что у Юпитера есть поверхность (я уж не знаю, на самом деле, как считают сейчас). И по сюжету, там были очень суровые условия, в которых не выдерживала просто никакая техника. Металл при таком давлении и температуре просто распадался. Газы становились жидкими, а вода, напротив, становилась твёрдой, как камень. И вот для таких условий и был выведен этот самый «Ю-Сфинкс». А как как это существо было искусственным, ему был нужен специальный «оператор». И на должность этого самого «оператора» был выбран калека. Парализованный человек по имени Эдвард Энглси. Понятное дело, что работал он не с Земли, а с базы, находящейся или на орбите Юпитера, или на одном из спутников. Где-то на «Юпитере-5». И вот этот самый Эдвард Энглси не просто «водил» Джо (как назвали «Сфинкса») по Юпитеру, он полностью чувствовал его – посредством специального «пси-передатчика». В те часы, что он управлял «Джо», он был им. И, с каждым разом, ему всё тяжелее и тяжелее становилось «возвращаться» в своё искалеченное тело. Ведь там, на поверхности Юпитера, он жил полноценной, хоть и довольно сложной и суровой жизнью. Да, он постоянно боролся за выживание, но – он был здоровым, ему было не нужно инвалидное кресло и всё остальное. Он мог ходить, он мог бегать – и вообще, был здоровым. Хоть и не на Земле…
И вот, в итоге так получается, что разум Энглси – благодаря технологии пси-передатчика – просто сливается с мозгом Джо. И человек полностью перешёл в тело этого самого «Ю-Сфинкса». А тело, точнее то, что от него осталось, осталось на станции – без разума.
Конечно, не только этот рассказ является источником вдохновения для создателей фильма. Понятно, что «романтическая линия» между Джейком и Нейтири – это заимствование из «Покахонтас», которую, повторюсь, я не смотрел. Но вот, что касается всего остального… Общение (в том числе и «телепатическое») между жителями планеты и местной «инфосферой» – ничего не напоминает? Я писал о трилогии Гарри Гаррисона, «Мир смерти». Самый первый роман, как известно, повествует о том, как профессиональный игрок – и непрофессиональный псионик Язон динАльт, прибывает на планету Пирр, где всё просто спит и видит, как бы убить человека (кстати говоря, полковник Кворич говорит на Пандоре то же самое!). И потом, попав к «корчевщикам», Язон понимает насчёт телепатической природы местной живности. Думаю, те, кто читал книгу, помнят его разговор с «говоруном» Наксой? Как Язон сам общался с местной «собачкой», и всё такое… Ну а так как в кино герои обратились к самой «Эйве», и в итоге она прислала помощь – помните, атаку местной живности, которая буквально снесла всю «пехоту» наёмников? – я склонен считать, что этот момент с «телепатией» тоже перенесли в сюжет фильма.
Вот такой он – мир кинофильма «Аватар». Хотя, если разбирать мир На’ви, то там тоже найдётся, что разобрать – я про всю эту их «инфосферу» и прочее…