В центре стиля ВАЗа с 1980 года группа конструкторов (А. Патрушев, С. Чагин, В. Ярцев и другие) работала над концепт-карами Х-1 и Х-2, получившими прозвище «банан» за характерную форму однообъемного кузова. Главной идеей концепта стал салон свободной планировки. Все пассажирские сиденья были легкосъемными, их можно было свободно переставлять по ходу и против хода движения, заднее сиденье могло устанавливаться ближе к переднему или, наоборот, отодвигаться к задней стенке. Предусматривались также детские кресла. Если извлечь из салона пассажирские сиденья, освобождалась площадь для грузов большого размера.
Стоит подчеркнуть, что этот концепт начинали проектировать в Тольятти, когда мировое автомобилестроение еще не выпускало ни одной серийной модели минивэна.
Силовой агрегат планировалось использовать от ВАЗ-2108. Кузов был каркасно-панельного типа. Первый вариантХ-1 был пятидверным, по габаритам близким к ВАЗ-2108, второй Х-2 — более компактным, трехдверным,уменьшенной длины. Интересно, что высота обтекаемого кузова осталась практически такой же, как у обычных легковых автомобилей «Жигули» и «Самара». Ни один ходовой образец так и не был построен, до стадии посадочного макета дело тоже не дошло. «Бананы» остались в виде эскизов, остекленных моделей в масштабе 1:5 и пластилиновых макетов в натуральную величину.
В 80-х годах в Запорожье под руководством главного конструктора В.П.Стешенко был задуман ЗАЗ-1106. Это была просто перспективная «модель 2000 года», призванная заменить «Таврию». Трехдверный кузов типа хэтчбек отличался гладкой обтекаемой аэродинамической формой («пузырь»). Планировалось использовать двигатели рабочим объемом 1,1, 1,25 и 1,4 л. Расчетный расход топлива должен был составлять 4-6 л на 100 км.
В 1993 году макет ЗАЗ-1106 в натуральную величину демонстрировался на выставке «Автомобилестроение Украины-93». Дальше всех продвинулись конструкторы НАМИ. В головном институте советской автомобильной промышленности в 1988-1991 годах построены ходовые прототипы трехдверных хэтчбеков двух семейств. В первое семейство НАМИ-0284 входили «Дебют» и «Дебют-П», а во второе — НАМИ-0288 «Компакт» и «Компакт-11». Авторы этих концептов стремились добиться максимальной вместимости салона автомобиля при минимальных внешних габаритах.
Работы над «Дебютом» возглавили ведущий конструктор Вячеслав Мамедов и дизайнер Николай Киреев (создавший в Горьком ГАЗ-24 и ГАЗ-3102). По длине и ширине «Дебют» был близок к «Таврии», но более рациональная компоновка позволила найти немало ресурсов для увеличения жизненного пространства, к тому же была до мелочей продумана эргономика. Например, 13-дюймовые колеса заменили 12-дюймовыми для уменьшения размеров колесных ниш.
Еще больших успехов в уменьшении размеров трехдверного городского хэтчбека добились конструктор отдела легковых автомобилей НАМИ Александр Миронов, дизайнер Алексей Пономарев и их коллеги. Габаритная длина и снаряженная масса прототипа «Компакт» почти в точности равнялись аналогичным параметрам «горбатого» «Запорожца» ЗАЗ-965 — создатели это подчеркивали. При этом нашлось место для 13-дюймовых колес. Салон получился пятиместным без оговорок, передние сиденья поворачивались на 90° в сторону проемов дверей. Заднюю подвеску сделали пневматической с изменяемым дорожным просветом. Кузов отличался каркасом из штампованных деталей, отдельным несущим модулем силового агрегата и стеклопластиковыми навесными панелями. Двигатель тоже позаимствовали у «Таврии». Второй вариант «Компакта» сделали с крышей увеличенной высоты.
Еще один «концепт» построили в Ленинграде. На М. С. Горбачева произвели сильное впечатление самодельные автомобили «Лаура», построенные в начале 80-х годов Геннадием Хаиновым и Дмитрием Парфеновым, и он приказал создать для их разработчиков специальное КБ. Ленинградская лаборатория формально входила в структуру Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ), но фактически являлась самостоятельным предприятием. В прототипе «Охта» — минивэне с трансформируемым салоном на агрегатной базе от ВАЗ-21083 — получили продолжение идеи вазовского «банана». Кузов был тоже каркасно-панельным с аэродинамическим дизайном «пузыря». Ходовой образец демонстрировали на Женевском автосалоне в марте 1988 года.
Понравилась статья? Тогда не забывайте подписываться на канал!