Хозяин вышел неспешно из избы, опёрся на резные перила крыльца. Жена возилась в хлеву, задавая скотине корм, в конюшне конь гулко ударил копытом, требуя ячменя. Из-за избы через сугроб выбежал в высоких валенках с охапкой дров старший сынок, трясся рядом с отцом босой младший, ждал валенки – сбегать в нужный чулан. Хозяин огляделся: над крышами десятков соседних изб столбом поднимался дым – к морозу. Нужно точить пилу и ехать за дровами.
И ничего этого не было ни в ІХ, ни в ХІІІ, ни в ХV веках. На новом месте сначала возводили полуземлянку, крытую жердями и дёрном, и только позже мужик начинал возить из леса брёвна на избу, и был это каторжный труд – за одну ездку – одно бревно, больше конь не тянул.
Дверь делали небольшой – только протиснуться, берегли тепло. Скотина стояла на дворе в плетёных загонах, которые для тепла обмазывали навозом, ведь брёвен не навозишься, а доски делали, расклинивая бревно на две половины, а потом срубали лишнее – из бревна получались 2 доски с невероятными трудозатратами. В холода телёнка, а то и корову заводили в избу – скот был очень мелок, по археологическим данным, средняя корова даже в XVI в. весила меньше 300 кг, то есть в полтора раза мельче современной – по сути, большая коза.
Валенки появились в ХVІІІ в., до этого носили низкие валяные «ботинки» без голенищ, они именовались «чуни», «коты», «валенцы».
И никаких соседних домов быть не могло – деревни очень долго, до XVI–XVIІ вв. состояли из одного, редко из 3-4 дворов, в основном отделившихся сыновей, с дымами тоже проблема – печи топились по-чёрному, и не потому, что наши прадедушки любили жить в саже – кирпич был очень дорог, на русскую печь с трубой уходило более тысячи кирпичей, а даже в 1680 г. кирпич продавался по 1 руб. 50 коп. за 1000 штук. – деньги для крестьянской семьи совершенно неподъёмные, поэтому избу обогревали и готовили пищу на печи «чёрной», или чувале, и выходили блюда не варёные и не жареные – томлёные, самые полезные.
Вскоре историю деревни продолжим.