Осень – время, когда можно запрыгнуть в последний вагон, записав детей на всевозможные дополнительные занятия. Так-то можно в течении всего года, но по весне и по осени особый ажиотаж.
В связи с этим хочу порассуждать вслух о стремлении некоторых родителей непременно сделать досуг детей максимально разносторонним, глубоким и полезным.
Для начала стоит признать, что полностью самоустраниться от этого вопроса взрослый не может, ведь именно на нём во многом лежит обычно организация детского досуга. Именно взрослому покупать или как-то иначе обеспечивать всё необходимое, именно взрослому водить или возить либо организовывать иначе, взрослому тратить ресурсы, взрослому создавать условия, поддерживать и прочее-прочее-прочее. Просто потому, что ребёнок пока не может самостоятельно.
Даже если чадо увлекается чем-то, вроде рисования комиксов, не выходя из дома, родителям приходится регулярно закупать правильную бумагу, карандаши, линеры, скетчмаркеры, клячки, растушёвки. и прочее, обеспечивать доступ в интернет, где ребёнок будет искать вдохновение, организовывать зоны хранения готовых работ, инструментов и материалов, хоть иногда вникать в тему, выбранную любимой для воспроизведения в разных сюжетах...
Даже если ребёнок просто занят игрой, нужно обеспечить игрушки или выделить предметы домашнего обихода, которые можно будет задействовать в игре.
Бывают истории, когда нужна дорогая экипировка, когда нужно оплачивать занятия, провожать и встречать, сопровождать на выездных мероприятиях... Но при любом раскладе от родителя требуется вкладываться.
А что обычно бывает, когда ты вкладываешь во что-то свой ресурс? Хочется какой-то отдачи. Хочется, чтобы вложения были с пользой.
Но что есть польза?
Есть расхожее мнение, что взрослые должны сделать досуг ребёнка максимально организованным и упорядоченным, направить все увлечения в какое-то полезное русло. Любит рисовать – пусть тогда непременно учится, осваивает техники, поступает в художественную школу, чтобы в случае чего был запасной вариант зарабатывания на кусок хлеба с маслом. Любит читать – пусть непременно читает что-то хорошее, серьёзное. Хочет пойти в какой-то спорт – пусть ходит, а не бросает спустя полгода. Даже мультфильмы должны быть непременно полезные, развивающие и познавательные.
И это при том, что обычно кроме увлечений часто присутствуют школа, подготовка к школе, всевозможные обязательные занятия, репетиторы, логопед, ЛФК, детский сад, где тоже есть уроки. И что тогда остаётся, если ещё и досуг упорядочить и предложить проводить его исключительно по инструкции?
Где научиться свободному выбору, предполагающему грабли разного калибра, возможность всё бросить в любой момент и делать ровно столько сколько можешь и хочешь здесь и сейчас? А как же отдых? Человеку же необходим отдых? И необходимы занятия, которые не для пользы, а ради удовольствия. И где, как не в увлечениях, учиться принимать решения и самостоятельно выбирать и планировать? Учиться. То есть иногда по-страшному косячить и всё делать неправильно. Где, как не в выборе досуга научиться слушать себя, понимать, как тебе здесь и сейчас?
У ребёнка, свободное время которого максимально организовано взрослым, действительно, не имеет шансов на то, чтобы наделать ошибок, в том числе в выборе друзей, в том числе в выборе увлечений. Но можно ли научиться чему-то, не ошибаясь?
Правда, ли хочется, чтобы ребёнок умел действовать исключительно по инструкции, действовать по указке, не умел ориентироваться на свои желания и интуицию, а всегда ждал бы, что кто-то другой, большой и взрослый всё решит и организует, и определит, что правильно, где неправильно, и как лучше?
#тёмная сторона материнства психология
#психология
#воспитание детей