Наш опыт не только формирует взгляды у мужчин и женщин на рынке труда, но и влияет на общество и наших детей. Ломая старые структуры и гендерные предубеждения, создавая равноправные условия, вы подвигнете на то же самое других женщин. Более того, вы вдохновите новое поколение девушек и женщин, которые достигнут еще большего, работая в лучших условиях.
Знаете ли вы, что у детей гендерные стереотипы закладываются в пять — семь лет?16 Выходит, даже у женщин, прилагающих огромные усилия, чтобы построить карьеру (при этом постоянно слыша, что нужно «быть властной» и «править миром»), есть предрассудки и ожидания, которые не дают им оставаться собой.
В 2016 году я была одним из руководителей глобального исследования Центра инновационных талантов (Center for Talent Innovation) по мотивации и карьерным ожиданиям у только что трудоустроенных миллениалов — выпускников колледжей17. Одним из самых поразительных открытий оказался тот факт, что на 55% больше женщин, чем мужчин, ответили отрицательно на следующий вопрос: «Согласитесь ли вы, если завтра вам предложат должность руководителя в вашей компании?»
Почему так? Разве женщины не должны ощущать себя сильными и стремиться к лидерству? Может быть, этот страх возникает оттого, что у них нет ориентиров, ролевых моделей и знаний, чтобы проявить в своей компании инициативу, которая позволит им успешно построить карьеру, не подавляя свое подлинное «я»? Может быть, страх усугубляется главной чертой нашей действительности — дисбалансом в семейных обязанностях? Нужно заботиться о детях, пожилых родителях, партнерах. А если так — что мы можем сделать, чтобы это изменить? Ответ прост: нужно подавать пример и стоять на своем.
А что если дети начнут играть в доктора и сыщика? Если в каждой публичной и школьной библиотеке появятся секции книг, посвященных женским проблемам? Если на стендах в начальной школе и детском саду будет больше изображений женщин-пожарных, женщин-врачей, женщин-путешественников и женщин-боссов? Может быть, одна из руководительниц, чей портрет появится на таком стенде, — именно вы? Как это поможет новому поколению отбросить предрассудки, которые сдерживают наше поколение? Чтобы больше женщин оказалось в зале для совещаний, начинать нужно с детского сада.
Полковник в отставке Дайана Райан — заместитель декана по программам управления в колледже социальной сферы Джонатана М. Тиша при Университете Тафтса. Перед тем как устроиться в Тафтс, Дайана была преподавателем, директором программы по подготовке руководителей в Колумбийском университете, а также заместителем директора департамента поведенческих наук и управления в Военной академии США. За 29 лет службы в армии США Дайана оказывалась в разных командах и штаб-квартирах — как в Штатах, так и за рубежом. Во время службы в Первой кавалерийской дивизии в Багдаде она организовала партнерство США и Ирака по вопросам женщин-военных и разработала с несколькими неправительственными организациями инициативы о мире и безопасности. Позже она служила стратегическим консультантом у главнокомандующего армией США в тихоокеанском регионе и работала над программами по обмену опытом управления для нескольких ключевых партнеров США. Дайана получила докторскую степень по социальной и общественной психологии и изучала влияние стереотипов на профессиональное самосознание и лояльность в организации. В 1970-е годы, когда движение по защите прав женщин находилось на пике, она училась в начальной школе. Вот что Дайана говорит о силе репрезентации:
Я помню, как в четвертом классе вела школьную газету, а моя первая напечатанная статья была посвящена ратификации поправки о равных правах. Мне стало ясно, что это проблема нашего времени, хотя я еще не осознавала, как это может повлиять лично на меня. По-моему, мне повезло. Я выросла в деревне, где — просто для справки — в старших классах у девушек были самые высокие показатели. В классе всем руководили девушки; они получали отличные отметки, национальную стипендию и т. д. Я считаю, что мне повезло: в годы своего становления я была ограждена от стереотипов. Сначала я хотела стать врачом — и не помню, чтобы хоть раз мне сказали, что у меня ничего не выйдет. Многое зависело от ролевых моделей, от людей вокруг. Мои родители работали, и начиная с третьего класса я была предоставлена самой себе. Папа приходил домой первым и готовил ужин; по тем временам это считалось необычным, но определенно сформировало мои ожидания равных партнерских отношений с мужчиной. Мой первый врач, женщина по имени Рут Пагано, сыграла огромную роль в моей карьере. С четырех лет меня окружали женщины, которые работали, — и от них что-то зависело. В своем педиатре я увидела женщину, на которую страшно захотела быть похожей.
Еще одна причина, по которой отстаивать позиции женщин полезно, — эффект корреляции, возникающий при увеличении процента женщин в верхних эшелонах власти. Исследование показывает, что женщины в верхушке помогают привлечь талантливых женщин на средний и нижний уровни в иерархии организации. Это значит, что вы закрепляетесь на позиции и не только помогаете новым поколениям женщин-руководителей, но и облегчаете женщинам путь в мир бизнеса на всех уровнях — от отдела корреспонденции до зала совещаний. Даже если женщина в отделе корреспонденции не хочет делать карьеру и останется в этой должности на 20 лет, вы меняете компанию — и жизнь такой женщины станет легче и приятнее. Это приносит глубокое внутреннее удовлетворение, не правда ли?