Найти тему
Психопедагогика

Почему не все дети любят карусели

Оглавление

Парк аттракционов. Карусель «Лошадки». Бабушка ругается с пятилетней внучкой:

- Давай хоть на лошадку тебя посажу!

- Нет, баба, я не хочу!

- Смотри, как детям весело! Вон, мальчик младше тебя и то не боится!

- Я не хочу, не буду!

- На паровозе она не хочет, в лодках не хочет, карусель не хочет, да что за ребенок такой! На кой чёрт мы вообще сюда приехали?!

- Я сладкую вату хочу….

Бабушка выдыхает, хватает внучку за руку, и они идут в кафе. Я смотрю им вслед. Наверное, эта девочка не любит горки и качели, боится ездить в лифте, не катается на велосипеде, ее укачивает в транспорте… Бабушка зря пытается привить внучке любовь к аттракционам, потому что дело не в желании ли страхе. Передо мной ребенок с очень чувствительным вестибулярным аппаратом.

-2

Вестибулярный аппарат – это особый орган, расположенный во внутреннем ухе. Он отслеживает изменения положения головы и тела, отправляя сигналы в мозг – «верх», «низ» наклон».

Каждый день чувствительные клеточки этого органа подвергаются многократному воздействию раздражителей, поэтому привыкают к ним. Однако у некоторых людей вестибулярный аппарат обладает повышенной чувствительностью. И тогда даже при незначительных для нашего организма изменениях положения тела в пространстве у человека ухудшается самочувствие: наступает головокружение и головная боль, подступает тошнота (вплоть до рвоты), ребенок теряет равновесие, становится раздражительным или вялым, рассеянным.

Признаки дисфункции вестибулярного аппарата:

  • ребенок избегает качелей, каруселей, горок, лестниц, движущихся, «веревочных» дорожек;
  • не любит игры с движением и закрытыми глазами (например, «жмурки»), избегает раскручивания, вращательных движений;
  • «чувствует» движение и скорость. Например, ребенок замирает в лифте, держится за что-либо во время движения, у него «захватывает дух», «происходит что-то в голове». Еще ярче впечатления от езды на автомобиле: малыш реагирует на резкие повороты, «боится», чувствует движение с горки и под горку;
  • ребенка укачивает в любом транспорте и даже на качелях;
  • ребенок не отличается хорошей координацией, плохо чувствует положение своего тела в пространстве (что особенно заметно при занятиях танцами или физкультурой), осторожничает при наклонах, боится упасть.

Можно ли укрепить вестибулярный аппарат?

Причин «слабого» вестибулярного аппарата очень много. Это и заболевания внутреннего уха (включая всем известный отит, который у детей может протекать почти бессимптомно, например, так), и непосредственно вестибулярного аппарата, а также вестибулярного анализатора, расположенного в мозге. В этих зонах могут быть и воспаления, и травмы, и доброкачественные образования – врожденные и приобретенные. Поэтому при наличии таких жалоб уместно посетить вестибулолога (отоневролога), а если его нет - отдельно невролога и ЛОРа.

Если после обследования выяснится, что речь идет только о функциональных нарушениях, то имеет смысл заняться специальными упражнениями. Сажать ребенка на карусель насильно, "тренировать" его поездками в транспорте нельзя! Во-первых, это жестоко, во-вторых, это создаст психологические трудности, а желаемого эффекта не даст.

_______________________________________________

Консультативная психолого-педагогическая помощь. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Viber). Консультации онлайн/чат. Супервизия.

Читайте: