Найти в Дзене
Что болит

Рак молочной железы: что нужно о нем знать?

Оглавление

Октябрь во всем мире традиционно посвящен профилактике и борьбе с раком молочной железы. Кто из нас в группе риска? Какие симптомы должны насторожить? Что нужно знать о диагностике и лечении? Есть ли жизнь после рака? Об этом мы поговорили с врачом-маммологом, онкологом-хирургом, пластическим хирургом и научным сотрудником РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н. Александрова Дмитрием МИКУЛИЧЕМ.

Часто можно услышать, что рак «молодеет». Действительно ли есть такая тенденция и с чем она связана?

– Такая тенденция прослеживается, и причин тому несколько. Заболеваемость раком молочной железы у молодых женщин в последние годы возрастает в связи с дальнейшей урбанизацией и все более широким принятием западного образа жизни (избыточная масса тела, гиподинамия, наличие хронических заболеваний, депрессия и стресс, употребление алкоголя, любой вид гормональной терапии). Среди внешних факторов особенно выделяют ухудшение экологии.

Нельзя сказать, что молодых пациенток резко стало больше. Да, эти женщины есть, но они составляют около 5% от всех заболевших. Другой вопрос, что чем моложе женщина, тем более агрессивен рак молочной железы (как и любая другая злокачественная опухоль).

Сейчас, как и раньше, пик заболеваемости раком молочной железы – это 55–60 лет.

А есть ли тенденция к увеличению заболеваемости?

– Все больше поликлиник и стационаров оснащаются хорошими высокочувствительными аппаратами: маммографами, аппаратами ультразвуковой диагностики, МРТ. Соответственно, растет и выявляемость опухолей.

На какой стадии чаще всего выявляют рак молочной железы?

– В 30% случаев мы диагностируем рак молочной железы на ранних стадиях – это 0-я и 1-я стадии. Вместе с тем по-прежнему достаточно высок процент запущенных стадий – около 15–20% составляют 3-я, 4-я стадии.

С чем это связано?

– Скорее всего, с низкой информированностью. Женщина приходит и говорит: «Я думала там прыщик, само пройдет». Год ждет, пока само пройдет, а в результате у нее уже 3-я стадия и метастазы в регионарных лимфатических узлах. Возможно, еще это связано с постоянной занятостью, когда нет времени на себя.

Какие факторы приводят нас в группу риска?

– Их очень много: нарушения гормонального фона, сопутствующие патологии репродуктивной системы и щитовидной железы, стрессы, вредные привычки, окружающая среда. Кроме того, существуют наследственные формы рака молочной железы (около 10%) и мутации определенных генов, наличие которых  повышает риск развития болезни.

То есть наследственность – это не приговор?

– Конечно, нет! Не факт, что рак разовьется.

А как насчет популярного утверждения о том, что бюстгальтеры с косточками вредны?

– Любое неудобное для груди положение может привести к дискомфорту, из-за которого мы обратим внимание на грудь, пойдем к врачу и обнаружим заболевание. Но само по себе ношение бюстгальтера с косточками будет ни при чем. Нет ни одного исследования, которое бы связывало ношение бюстгальтера с развитием рака молочной железы.

Действительно ли у нерожавших и не кормивших грудью женщин риск заболеть выше?

– Да, верно. Как правило, во время беременности и лактации железистая ткань постепенно превращается в жировую. А чем больше железистой ткани и выше ее плотность, тем вероятнее развитие рака молочной железы.

Как долго нужно продолжать грудное вскармливание?

– Всемирная организация здравоохранения рекомендует кормить грудью два года. Или период лактации должен продолжаться хотя бы год.

Какие симптомы должны насторожить?

– Начнем с того, что выявить какие-либо изменения и как можно раньше обратиться к врачу помогает регулярное самообследование. Его рекомендуется проводить один раз в месяц, стоя перед зеркалом, в идеале с 5-го по 15-й день менструального цикла.

Сначала осматриваем грудь визуально.

Что должно насторожить?

Изменения окраса кожных покровов, например, покраснение (гиперемия).

Шелушение или корочки на соске и/или ареоле.

Изменение кожи по типу лимонной корки.

Асимметрия – относительно того, что мы видели в прошлом месяце, а не того, что видели всю жизнь.

Деформация – выпячивание или втяжение.

Втяжение соска внутрь.

Дальше мы начинаем пальпировать молочную железу легкими движениями – от периферии к центру. Если после пальпации появились выделения из соска, также обращаем на это внимание. Выделения могут быть светло-белыми, светло-желтыми, желто-зелеными, темно-зелеными, коричневыми и кровянистыми. Особенно насторожить должны именно последние. Также обращаем внимание на пассивные выделения: мы ничего не делаем, не трогаем грудь, но на одежде замечаем следы. Любые выделения из молочных желез – это повод записаться на прием к маммологу. Обратите внимание, что сосок давить не надо – его легко травмировать.

Затем мы проводим пальпацию подмышечных лимфоузлов: правую руку заводим за литеральный край большой грудной мышцы и, прижимая мягкие ткани к грудной стенке, пальпируем подмышечную впадину. Также просматриваем область выше и ниже ключицы – там не должно быть никаких узелков, уплотнений, болезненных ощущений.

Как часто следует посещать врача? Когда достаточно гинеколога, а когда пора идти к маммологу?

– Рак молочной железы удерживает лидирующую позицию как среди заболеваемости, так и среди смертности, поэтому я бы рекомендовал всем женщинам начиная с 18 лет один раз в год делать УЗИ молочных желез. Если УЗИ показывает какие-либо изменения, то нужна консультация маммолога. УЗИ также выполняется с 5-го по 15-й день цикла.

Начиная с 50 лет рекомендуется два раза в год делать маммографию. Маммография не исключает УЗИ, то есть после 50 лет нужно делать и то, и другое.

Следует знать, что маммография является лучевым методом исследования, поэтому только маммолог может решить, что она необходима, и выдать направление.

Насколько информативны онкомаркеры?

– Для рака молочной железы нет специфического онкомаркера. Иногда мы можем назначать этот анализ лишь с целью выявления рецидива, когда диагноз уже поставлен, но мы не можем другими методами определить прогрессирование. Скажем, женщина жалуется на плохое самочувствие, а исследования не показывают изменений. В таком случае повышение определенного онкомаркера может косвенно говорить о том, что заболевание прогрессирует.

Существуют ли предраковые состояния? Опасна ли в этом плане мастопатия?

– Мастопатия как таковая не перерастает в рак. Но причины, которые вызывают рак молочной железы и мастопатию, на 95% схожи. Поэтому если не лечить мастопатию, не переводить ее в ремиссию, то высока вероятность, что рано или поздно мы выявим рак молочной железы.

Как проходит лечение рака молочной железы?

– Сначала мы оцениваем размер опухоли, ее характеристики, состояние регионарных лимфатических узлов и всего организма с целью исключить отдаленные метастазы. После этого определяем стадию. Мы стараемся предложить все возможные варианты лечения, рассказать о преимуществах и недостатках каждого вида операции, показать картинки или фотографии пациенток со схожей клинической ситуацией, чтобы женщина видела, как все будет выглядеть после операции.

Чем более ранняя стадия, тем больший спектр предлагаемых операций. Это может быть частичное удаление молочной железы, одностороннее удаление, а также двустороннее удаление, когда вторая железа удаляется профилактически. Кроме того, операция носит и симметризирующий характер.

Есть одномоментные реконструкции, когда вместе с удалением ткани молочной железы мы сразу же выполняем и реконструкцию – замещаем утраченный орган или местными тканями, или с использованием эндопротеза. Если же клиническая ситуация не позволяет сделать это одномоментно, то выполняется двухэтапная реконструкция. Либо мы сразу выполняем радикальную мастэктомию (удаление молочных желез) и уже потом, после завершения специального лечения (химиотерапии и т.д.), спустя полгода–год можем вернуться к отсроченной реконструкции груди.

Вариантов операций много, вплоть до восстановления соска или татуажа ареолы. Если в целом все сложилось благоприятно, никто и не поймет, что было какое-либо вмешательство.

Химиотерапия, лучевая терапия всегда назначаются после оперативного вмешательства?

– Не всегда. У рака молочной железы много подтипов. В зависимости от этого мы определяем тактику лечения: начинаем с хирургического лечения, химиотерапии или гормонотерапии. Сейчас, кстати, активнее стала применяться иммунотерапия.

Если говорить о злокачественном образовании, то хирургическому вмешательству подлежат все опухоли без исключения.

Есть ли жизнь после рака?

– Конечно! От сердечно-сосудистой патологии умирает намного больше людей, чем от онкологических заболеваний, но мы почему-то не так переживаем из-за повышения давления. Да, у нас в стране есть определенный страх перед онкологией, но я это связываю со стигматизацией, стереотипами, недостатком информированности. Нужно больше об этом говорить, возвращать пациентов, которые болеют или переболели раком, к полноценной жизни. И тогда взгляд на эту проблему изменится.

Какие профилактические меры следует предпринимать с самого раннего возраста?

– В первую очередь нужно выяснить, чем болели мама, бабушки, другие родственники, то есть знать свою наследственность.

Важно избегать чрезмерного употребления алкоголя, курения. Никотин, кстати, – один из основных факторов риска. Так что ведем здоровый образ жизни. Пытаемся минимизировать последствия, которые возникают в связи с интенсивным ритмом жизни (недосып, стресс, нерегулярное питание).

Относитесь к себе бережно и не забывайте ежегодно делать УЗИ молочных желез.

Беседовала Анастасия Шунто