Кто и как определяет судьбу ребёнка
В школьном фойе перед пятым кабинетом висят картины Васнецова по мотивам русских сказок. Я люблю их разглядывать, сидя в ожидании начала родительского собрания. По-моему, русская сказка - идеальный способ передачи ребёнку подлинно вечных человеческих ценностей, красиво выраженных через народный миф, где ненавязчиво и даже увлекательно предлагаются к рассмотрению готовые жизненные сценарии. Хорошо, что в начальной школе изучают русскую сказку.
А вот на классном собрании политика классного руководителя меня удивляет. Вся воспитательная концепция здесь может быть выражена одним "лишь бы не было войны". Абсолютная беспринципность, если не считать за принцип правило "ударили по правой щеке - подставь левую".
Хочется встать и спросить: "А какие принципы вы хотите заложить в головы наших детей?. Воспитание - это передача принципов, которыми человек впоследствии бессознательно руководствуется всю свою жизнь. Кем вы хотите сделать моего сына: христианским мучеником, подставляющим всякому обе щеки, или витязем из русской сказки? Почему на литературном чтении вы предлагаете детям одну систему ценностей, а на классном часу - другую?".
Впрочем, начальная школа - это уже жирная точке в завершении формирования системы ценностей ребёнка, а само таковое формирование происходит ещё в детском саду. Вот что об этом пишет автор теории сценариев Эрик Берн:
"Вначале невозможно поверить, что вся судьба человека, все его взлёты и падения наперёд расписаны ребёнком не старше шести лет, а то и трёхлетнего возраста, но именно это утверждает теория сценариев. Легче поверить в это, когда поговоришь с шестилетним или трёхлетним ребёнком. И ещё легче, если присмотреться к тому, что происходит сегодня в мире, и сравнить с происходящим вчера, и с тем, что, вероятно, произойдёт завтра. Истоки человеческих сценариев можно отыскать в древних памятниках, в судах и моргах, в казино и в письмах к редакции, в политических дебатах, в которых государственные деятели пытаются направить на верный путь целые народы, руководствуясь тем, что рассказывали им в детстве родители".
Проблема современной педагогической парадигмы заключается в том, что:
- детский сад воспринимается как место времяпрепровождения детей, куда родители сдают своих чад, пока страдают на работе, но никак не место для целенаправленного формирования чётко обозначенной системы ценностей;
- на практике в детском саду воспитатель делает всё, чтобы облегчить себе жизнь в контакте с коллективом трудноуправляемых детей, и не имеет никакой мотивации для внушения ребёнку желания стать Человеком с большой буквы.
Принято считать, что воспитание начинается тогда, когда ребёнок сталкивается с первыми жизненными трудностями, а оказывается, что тогда всякое воспитание бывает наименее эффективным: жизненный сценарий и система ценностей уже сформированы. В дошкольном возрасте ребёнок принимает все свои наиболее значимые решения, которые потом только реализует по жизни. И многие из этих решений продиктованы теми книгами, которые мы читали ему перед сном.
Главная задача педагогики
Чтение сказки - это традиционный способ внушения ребёнку культивируемых в народе ценностей. У разных народов - разные системы ценностей, поэтому нам часто бывают непонятными иностранные сказки. Дети очень внушаемы. А процесс чтения сказки - это сеанс гипноза в чистом виде. При этом в роли установок выступают модели поведения главных героев, которые восхваляются рассказчиком. Далее у ребёнка срабатывает интуитивное стремление к подражательству ради поощрения: "Если я буду вести себя так же, то стану как Иван Царевич, и все меня будут любить".
Не понимая этого, не относясь критически к тому, что он желает донести до своего ребёнка через читаемую сказку, родитель может в повседневности требовать от него совсем иной модели поведения, ориентируемой на иные ценности. Так закладываются глобальные основы внутреннего конфликта развивающейся личности. Если в сказке герой ради своего счастья отправляется за тридевять земель в Тридевятое царство, и это подаётся как подвиг, а по жизни на забор не дают залезть, то ребёнок переживает внутреннее столкновение разных ценностных систем. Он не понимает, что от него хотят, и что значит "быть хорошим".
Ещё хуже дела обстоят с авторскими сказками, которые получили большую популярность в последнее время. Традиционные народные сказки тоже не всегда однозначны, но они несут в себе архетипы, как правило, не потерявшие своей актуальности и в XXI столетии. Авторские же сказки есть фантазия конкретного автора, отражающая ЕГО систему ценностей и ЕГО жизненный сценарий.
И, конечно, для того, чтобы не внушать своему ребёнку то, что противоречит вашим собственным нормам морали, следует более тщательно подходить к тому, что вы читаете с ребёнком сами, или что предлагаете ему для самостоятельного чтения. При этом, чем младше возраст - тем выше требования к подбираемому контенту.
А в школе ребёнок сталкивается уже со сложностями реализации выбранного жизненного сценария, часто пытаясь его реализовать наперекор сценариям других людей. У него УЖЕ сформирована система ценностей, и она руководит его действиями на бессознательном уровне. Поэтому на данном этапе главная задача педагогики заключается в том, чтобы помочь ребёнку свои ценности осознать и научиться их конструктивно выражать, возможно, меняя жизненный сценарий, написанный в дошкольном возрасте.
Возможно ли изменить жизненный сценарий? Послушаем самого Берна по этому поводу:
Сценарий жизни - это то, что наметил человек в раннем детстве, а жизнь - то, что происходит в реальности.
С книгами Эрика Берна можно познакомиться здесь.
Рудияр
Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК
#психология #педагогика #воспитание #мышление #ценности #дети #мораль #мировоззрение #самопознание #личностный рост