Найти тему
Живопись

Живопись: искусство против ремесла

Живопись — это сплошная диалектика. Буквально в каждом аспекте системы знаний об изобразительном искусстве содержится внутреннее противоречие. В каждом общеизвестном утверждении — изрядная доля его же отрицания.

И это нормально. В мире нет ничего абсолютного. Ну разве что кроме глупости, как утверждал Эйнштейн. У любой медали — две стороны, тёмные пятна имеются даже на Солнце, а сломанные часы дважды в сутки показывают точное время. Надо просто не стесняться говорить об этом с посетителями музеев и арт-галерей.

Вильгельм Менцлер, 1846-1926
Вильгельм Менцлер, 1846-1926

Между прочим, умные ребята-«физики» отлично сумели договориться промеж собою. Дескать, «ничто не может быть быстрее скорости света». Но вот пространство у них расширяется быстрее её... Или вот ещё: для частиц крупнее атома у них работают одни формулы, а для всего что мельче — уже другие. «Тут играем — тут не играем»...

Вильгельм Менцлер, 1846-1926
Вильгельм Менцлер, 1846-1926

А знаете, почему все эти шероховатости и алогичности «прощаются» широкой аудиторией? Да потому что теоретическая база сильна. Составлена ловко, стройно, с формулами, сносками «на полях» и ссылками на лабораторные опыты. А если на какие-то вопросы у них нет ответа — так это не их вина, а просто «наука пока не разобралась. Вот Вам несколько теорий, выбирайте какая больше нравится».

Вильгельм Менцлер, 1846-1926
Вильгельм Менцлер, 1846-1926

А что делаем мы, гордые лирики-гуманитарии? Правильно: задираем нос и путаем людей. Даём сухие определения, общие характеристики, узкоспециальные термины. Бросаем подопечных посреди «открытого океана» Третьяковки или Эрмитажа в растерянных чувствах. В лучшем случае — с несчастным аудиогидом в качестве спасательного круга.

Вильгельм Менцлер, 1846-1926
Вильгельм Менцлер, 1846-1926

Парадоксальная ситуация: «физики» сперва дают своей аудитории понимание самой концепции точных наук. Их сложности, неоднородности, постоянного развития. А мы, «лирики» от мира живописи, которым вроде как по статусу положено быть гибче и тоньше — привыкли опираться на одни и те же классические формулировки. И шаг за их пределы воспринимаем почти как акт предательства. Словно боимся, что изобразительное искусство утратит элитарный статус.

Вильгельм Менцлер, 1846-1926
Вильгельм Менцлер, 1846-1926

Вот Вам, дорогой читатель, яркий пример. Что рассказывают добрые гиды и мудрые справочники, когда речь заходит о таком феномене как европейский Ренессанс? Да примерно одно и то же: придя на смену средневековому догматизму, Возрождение возвращало искусству светский характер. Ставило во главу угла гуманизм. Отменяло комплекс первородного греха и делало Человека центром и смыслом существования Вселенной, её величайшим и прекраснейшим феноменом. И вообще — всячески тянулось к древнегреческой и древнеримской традиции, выписывая «римские» профили на своих портретах. Стремясь максимально точно передать физический облик модели, раскрыв её прекраснейшие душевные качества...

Вильгельм Менцлер, 1846-1926
Вильгельм Менцлер, 1846-1926

Что после такого определения должен подумать неискушенный зритель, встретив приведённую ниже картину? Дано: гордый и изящный профиль, эстетическая привлекательность и достоверно изображённые черты лица. «Светлый» взгляд, гордая посадка головы и богатство одеяний, точь-в -точь совпадающих по стилю с флорентийскими аналогами той эпохи — также в наличии. Неопытный человек вполне может прийти у выводу о том, что данная работа если и не написана кем-то из мастеров Ренессанса, то в точности следует духу искусства Возрождения.

Вильгельм Менцлер, 1846-1926, «Молодая девушка в костюме эпохи Возрождения»
Вильгельм Менцлер, 1846-1926, «Молодая девушка в костюме эпохи Возрождения»

И будет в корне неправ. Ведь никто не рассказал ему о том, что бунт художников Ренессанса против религиозного характера живописи никак не мешал им продолжать видеть окружающий мир как Божье творение. И продолжать щедро наполнять образы реальных людей теистическим символизмом. Присмотритесь, дорогой читатель: девушка с портрета —совершенно «земная». В ней нет ни единой черты, роднящей её с Богоматерью или хотя бы одной из древнегреческих богинь.

Вильгельм Менцлер, 1846-1926
Вильгельм Менцлер, 1846-1926

Далее. Никто не просветил нашего новичка о том, что, изображая представителей благородных семейств, художники эпохи Возрождения «оставляли дома» свои возвышенные принципы и в обязательном порядке стремились подчеркнуть принадлежность своей модели к классу власть имущих. То есть каким бы добрым и лёгким нравом не отличалась героиня портрета — мастер эпохи Ренессанса просто не мог не «нагрузить» её образ чертами древнеримской матроны. А что мы видим тут? Украшения красавицы совершенно ничего не говорят нам о её принадлежности к тому или иному благородном дому. Просто выполняют роль антуража. А мягкое и спокойное выражение лица даже не пытается создать моральную дистанцию между его обладательницей и нами. Эта девушка не похожа на холодную беломраморную статую или лик с античной монеты от слова «совсем». Зато слишком похожа на саму себя. Мы видим её не в образе, а просто «в моменте».

Вильгельм Менцлер, 1846-1926
Вильгельм Менцлер, 1846-1926

Если бы нашему виртуальному неискушенному зрителю было известно о том, что, несмотря на все стереотипичные представления, искусство Ренессанса оставалось накрепко «привязано» к религиозным нарративам — он сумел бы самостоятельно разобраться в смысловом (и эмоциональном) посыле данной картины. А зная о том, что в «формулу» портретной живописи Возрождения не входили такие переменные как эстетика ради эстетики и композиция вне морального контекста, он сразу сориентировался бы в том, что перед ним — даже не совсем произведение живописного искусства. Скорее — умелая, но вторичная «калька» немецкого художника Вильгельма Менцлера, которому вздумалось (или было заказано) изобразить миловидную молодую женщину в образе благородной флорентийки XIV столетия...

Вильгельм Менцлер, 1846-1926
Вильгельм Менцлер, 1846-1926

Нам часто случается слышать нечто вроде: «А зачем вообще что-то понимать? Картина или нравится, или не нравится. А кто там, и когда, и зачем её написал — мне без разницы!» И в такие моменты мы снова завидуем коллегам, занимающимся точными науками. Им-то уже давно никто не говорит о том, что ему/ей «без разницы, какова форма Земли. Главное, чтобы через край никто не падал». Ведь нам ещё столько раз предстоит объясняться, почему важно знать и понимать суть этапов, которые проходили на пути своего становления великие живописцы прошлого. И что без этого понимания наше общество навсегда «застрянет» в эпохе проклятого постмодерна, где всё — от искусства до самой общественной морали — неважно и невсерьёз. Где ремесло равно творчеству, вторичная поделка — великому оригиналу, а путь к саморазвитию всё чаще считается блажью и вторичностью относительно потребления по принципу «нравится — не нравится». Старик Эйнштейн бы такого подхода точно не одобрил...

Вильгельм Менцлер, 1846-1926
Вильгельм Менцлер, 1846-1926

Автор: Лёля Городная

🎯 Поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал. Спасибо!