Найти тему

Дюна (2021)/Dune.И самый сон всего лишь тень (Уильям Шекспир «Гамлет»).

Предисловие. Мы ждали долго. Посмотрев, скажу, что такую «Дюну» можно ждать хоть вечность. Показательно, что при просмотре в зале стояла гробовая тишина и музыка Ханса Циммера осязаемо вибрировала в воздухе. По завершении хотелось аплодировать и поклониться создателям. Мысленно я так и сделал.

Я прекрасно осознаю, мой отзыв затеряется в море других куда более подробных и культурологических исследований. Наша «поляна» киноведов и просто любителей кишит статьями «Как снята Дюна», «Как снимает Дени Вильнёв», «Почему Дюна гениальный фильм», «Почему Дюна большой провал». Все по-своему правы.

Да, «Дюна» - это и гениальное кино, и огромный провал. Так всегда бывает с серьезными талантливыми проявлениями искусства. Они не могут оставить равнодушными. Правда в глазах смотрящего и как следствие она у всех своя. Все определит время и количество «правд», которые совпадают. Фильм Вильнева уже получил огромный рейтинги и Rotten Tomatoes, и IMDb: 8.40. Это все фантики, конечно, но показательные. Фильм не потерялся и вошел в число лучших за всю историю. Мне не свойственна излишняя патетика и все внешние критерии успеха меня не обманывают. Однако здесь это уместно. И главное. Я посмотрел фильм и согласен с этим успехом. Мне многие возразят и приведут гору аргументов, почему фильм плох. Опять же будут в своем праве. Однако я устал, что большинство поклонников значимых литературных произведений перекладывают свои ожидания и представления на результат. Ни у кого нет индульгенции на смыслы. Любой творец вправе самостоятельно трактовать произведения и это будет его авторское высказывание. Мне хочется воскликнуть: «Ну это не Ваш фильм. Не Вы его режиссер». Еще раздражающее звучат апелляции к «идее романов». Здесь добавлю: «Не Вы это написали. Не все смыслы Ваш доступны». Позволим режиссерам свободно творить и если результат достигнет наших сердец и душ, то и Слава Богу. Нет. Значит нет.

Подытоживая, повторю: только время все рассудит. Линч отказался от своей «Дюны». Расширенная версия его фильма вышла без указания его в титрах. Зрители и критики были недовольны. Сегодня же это классика, имеющая множество поклонников и продлившая популярность мира, созданного Фрэнком Герберта.

Практически все реакции на фильм сводятся к двум направлениям: про что снято и как это снято. И если первое рядовым зрителям можно изучить и осмыслить, то второе - скорее прочувствовать. В любом случае самые изощренные визуальные и звуковые средства направлены на достижение главной цели – донести режиссерское высказывание до зрителя. Я не знаком с творчеством Герберта и не читал ни один из романов цикла «Дюна». Возможно, мне это помешало понять все зашифрованные культурные коды, но многое мне было очевидно. Я сознательно избегаю описания сюжета романа и фильма. Враждебный мир Арракиса, противостояние домов Атрейдесов и Харконнен за величие во Вселенной, добыча спайса (меланжа), как главного мерила богатства и власти, борьба с коварным императором Шаддамом IV, роль ордена Бене Гессерит, величественные черви пустыни, пророчества синеглазых фременов о мессии и рождение Квисатца Хадераха, благородство герцога Лето, ментальная сила Леди Джессики и ее наставницы Преподобной матери, мучительный духовный путь главного героя - Пола Атрейдеса. Все эти черты мира Дюны известны большинству любителей фантастики. Однако мир Дюны - это еще источник культурологических, социальных, философских и религиозных исследований. О романах цикла написано больше страниц, чем объем самих романов. Уж очень оказался созвучным мир Герберта не только его современности, но и будущим мировым событиям и пути человеческой цивилизации.

Ознакомившись с исследованиями и сверив их со своими выводами, хочу отметить, что режиссер прилежно отразил в экранизации большинство идей, выделенных в романах Герберта.

Социальный аспект. Борьба фременов против имперских сил и великих домов однозначно отражают ситуацию, которая уже начинала складываться в середине 20 века. Колониальные империи исчезли. Восток начинал претендовать на свою самость. Фремены стали ассоциироваться с культурой ислама и их борьбой с западной культурой и влиянием. Сейчас это приобретает еще больший резонанс, так как противостояние достигло своего апогея и Запад отступает перед волной беженцев и новых традиций. Доминирование западных ценностей, которое казалось столь незыблемым во времена Герберта (даже не смотря на существование тогда СССР), давно неочевидно. Сейчас легко найти статьи, где фременов сравнивают с современными афганцами или сирийцами.

Другая важная идея, может быть даже более очевидная, – приближение экологической катастрофы. Во времена написания романа – это было скорее предчувствие. В настоящий же момент – реальность. Арракис был цветущей плодородной планетой пока на нем не нашли спайс, движущий элемент межзвёздной навигации. Ассоциации здесь настолько очевидны, что не требуют комментариев. Единственное, место спайса на Земле ранее занимала нефть, сейчас возможно им станет газ. Это ничего не меняет: добыча и того, и другого превращает Землю в новую Дюну. По версии писателя – надежда есть, по моему мнению – человечество никогда не остановится.

-2

Культурологический аспект. Дюна повлияла на дальнейшее развитие жанра фантастического романа и создала лекало для построения иных сходных миров будущего, где современные технологии соседствуют с вполне архаичными схемами построения общества и наличием элементов даже средневековой культуры. Само понятие «рыцарство», возникшее в завершенном виде в раннем средневековье и позднее романтизированная во множестве легенд и романах, лихо включено в канву фантастических романов. Миром Дюны руководит император, великие дома возглавляются баронами и герцогами со всеми атрибутами знатного рода (герб, девиз, традиции, родовая земля/планета и тд). Позднее это прекрасно продолжится в мире другой великой саги - Звездные войны.

-3

Помимо средневекового романа Дюна обращается и к традиции античного повествования с обязательным наличием трагедии, неизбежной гибели, рока, насмешки Богов и темы мести. Герберт делает прямое на это указание: само наименование династии Атрейлесов происходит от древнегреческого рода Атридов, который преследовала печальная судьба на протяжении нескольких поколений (Атрей, Фиест, Агамемнон, Орест и проч.) (см. Википедия. Дом Атрейдес). Герцог Лето, в фильме Вильнёва это великолепно показано, предчувствует свою гибель и тяжелые времена своего рода. Он принимает свою гибель как нечто неизбежное и начало нового витка истории. Именно с падения рода Атрейдесов, гибели ее главы и начинается активное повествование. Это завязка трагедии. Все, что происходит с Полом Атрейдесом это последовательные этапы трагедии: потеря отца и дома; желание мести; поиск себя и сомнения; фактически гибель прежнего человека и появление нового героя; лидерство и установление нового порядка. Герберт, а теперь и Вильнёв, не открыли здесь ничего нового. Тем не менее, писатель прекрасно преломил этот вечный сюжет в разрезе мира будущего. Вильнёв же добавил к образу главного героя немного шекспировской надломленности. Его Пол – Гамлет с планеты Каладан, который мечется в поиске своего предназначения и понимания своей сути. Кто он? Наследный принц великого рода или своеобразный эксперимент магических сил. Ему уготована великая и тяжелая судьба, которой он не жаждал, но которую необходимо принять. Именно в принятии этой судьбы и состоит задача героя. Не пойти легкой дорогой мести или простой смерти. Однако Пол не просто шекспировский герой, он тот, кто сумел преодолеть все проклятия и обуздал рок. Фактически он стал Гамлетом, который решил жить, а не оставаться в токсичном кольце мести.

-4

Религиозный аспект и философский аспект. Он тесно связан с культурологическим. Идея мессии присутствует во всех религиях. Этот человек спасает людской род от моральной гнили и заблуждений. Ему дарована власть над миром и судьбами. Его путь страшен и благостен. Он мерила морали и истины. Даже казалось бы на фоне нигилистических воззрений в 19-20 веках и отрицание религиозной морали (нравственности) возникает идея Сверхчеловека (образ, введённый философом Фридрихом Ницше в произведении «Так говорил Заратустра»), который фактически становится новым мессией, меняющим привычный порядок вещей, отрицающим устоявшиеся социальные нормы, реформирующим пространство. Пол Атрейдес обладает многими этими качествами и является в романе Квисатц Хадераха, чьи ментальные способности позволяют ему объять пространство и время, имеющий дар предвидения. Чем Вам не новый Бог. Примечательно, что пустыня часто упоминается в религиозных текстах различных верований, как место прихода/пребывания мессии и именно в пустыне Арракиса Пол становится новым Сверхчеловеком.

-5

Для чего я делал этот краткий экскурс по символизму романа? Ведь все это уже было изучено и описано задолго до меня и до выхода фильма. Дело в том, что все большинство идей, выделенных исследователями творчества Герберта, были мною (не знакомого с творчеством фантаста) увидены и прочувствованы при просмотре фильма Вильнёва. Значит цель достигнута, и прекрасная картинка была не только ради формы.

Вильнёв давно работает в жанре фантастики и берется за амбициозные проекты. Успешно. Режиссер авторского, фестивального кино за последние пять лет снял три потрясающих фантастических фильма: «Прибытие», «Бегущий по лезвию 2049», «Дюна». Снял в абсолютно необычной свойственной ему манере, когда жанр фантастики используется для исследования философских категорий и человеческих фрустраций. Его герои не просто существуют в мире будущего, таком желаемом и фантазийном (кто не мечтал заглянуть хоть глазком в него), они мучаются дилеммами смысла бытия и своего собственного: что делает нас человеком («Бегущий по лезвию 2049»), в чем сила любви и есть ли границы жертвенности («Прибытие»), можно ли убежать от своей судьбы, изменить свое предназначение («Дюна»).

Снимает Вильнёв тоже самобытно. Его «Дюна», которую многие упрекнули за мрачные монохромные тона и наличие слишком длинных кадров, гипнотизирует как бубен шамана. У меня было стойкое ощущение оживших картин великих художников эпохи Возрождения и их последователей: Рафаэля, Караваджо, Тинторетто, Эль Греко, Гойя. Возможно, я выдал желаемое за действительное и слишком впечатлителен. Однако, как же красиво, пронзительно, объемно и символично все выглядит. Зрителя как бы окутывают пески Дюны и он тонет в ночных сумраках планеты. Рассмотрел я и влияние Тарковского. Сьемки Планеты Каладан напомнили мне кадры из «Солярис», а длинные близкие планы геров - отсылки к «Зеркало».

-6

Про музыку Ханса Циммера уже кажется сказано все. Она действительно магнетическая, завораживающая. Она сводит вместе традиции аутентичного звучания Востока с чем-то инопланетным, не здешним. Думаю, это будет не только Оскар. Самое главное она войдет в золотой фонд, наряду с музыкой к фильму «Психо» или шедевром Анджело Бадаламенти для «Твин Пикс». С первых же нот у нас будут возникать образы бескрайних песков и глаза Зендеи.

-7

Кастинг обсуждали задолго до выхода фильма. На две главных (условно) роли были взяты кумиры дня сегодняшнего - Тимоти Шаламе и Зендея. Они и подвергались основным нападкам. Тимоти слишком раскручен и герой прежде всего независимого кино, а потому в героическом блокбастере потеряется. Слишком субтильный, слишком хрупкий, слишком странный, слишком утонченная внешность. Зендея – героиня новой повестки (этики) и подростковый кумир. Ее актерские таланты еще не раскрыты, а внешность слишком необычна для красавицы из блокбастера. Вот что разносилось со всех сторон. Все опасения были напрасны. И если Зендея хороша пока авансом (ее героиня только появляется в первой части), то Тимати «отыграл» образ на 200%. Приковывающий тревожный взгляд, осторожная вкрадчивая походка. Его герой находится в ожидании, предчувствии, сомнении. Он борется со страхом, который как мы помним мешает разуму, и побеждает его. В конце он уже не рефлексирующий принц, а бесстрашный воитель. Тимати и Зендея обладают еще одним важным качеством для больших актеров: от них трудно отвести взгляд. Предполагаю, что данный магнетизм природный.

-8

В отношении других персонажей. Все ожидаемо удачно. Ребекка Фергюсон – прекрасная ведьма, в которой материнский инстинкт борется с принципами ордена Бене Гессерит, человеческое с требованиями всеобщего блага. Оскар Айзек словно родился герцогом Лето, мудрым и благородным. Стеллан Скарсгард в роли барона Харконнена омерзительный всепоглощающий, как черная дыра, и вводит в оцепенение. Необычен Джейсон Момоа, без бороды и лишнего мачизма. У него вышел неплохой весельчак, бабник и непобедимый воин Дункан Айдахо (друг Пола). В целом все актеры фильма не затерялись и каждый выполнил свою миссию. Шарлотта Рэмплинг – о ней давно либо хорошо, либо никак. Это даже не попадание в роль Преподобной матери. Скорее это совпадение личностной и актерской ментальности с образом книги. Она родилась такой, с хитрым прищуром, провокационной улыбкой и вечной красотой.

-9

Мне больше нечего добавить, кроме того, что «Дюна» забралась в мою голову и это полностью заслуга Вильнёва. Мне захотелось и романы прочитать, и дождаться продолжения экранизаций.

-10