Найти в Дзене
Читая Библию

За сколько дней произошло помазание Иисуса перед Пасхой?

"1 Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: 2 вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. 3 Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, 4 и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; 5 но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. 6 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, 7 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову" (Мат.26:1-2, 6-7) "1 Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; 2 но говорили: [только] не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе. 3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на гол

"1 Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: 2 вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. 3 Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, 4 и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; 5 но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. 6 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, 7 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову" (Мат.26:1-2, 6-7)

"1 Через два дня [надлежало] быть [празднику] Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; 2 но говорили: [только] не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе. 3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову" (Мар.14:1-3)

"1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. 2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. 3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира" (Иоан.12:1-3)

Если читать о помазании Иисуса, как его описали три Евангелиста: Матфея, Марка и Иоанна, то возникает два вопроса:

Вопрос относительно времени: Как объяснить то, что Матфей и Марк пишут, что за два дня до Пасхи был помазан Иисус, а Иоанн говорит, что за шесть дней до Пасхи произошло помазание Иисуса?

Вопрос относительно последовательности событий: Более того, почему Матфей и Марк описывают помазание Иисуса, после Его входа в Иерусалим (например, у Матфея вход Иисуса в Иерусалим описан в 21 главе, а помазание Иисуса он описывает в 26 главе). Иоанн же пишет, что помазание Иисуса состоялось за день до Его торжественного въезда в Иерусалим (т.е. Иоанн главу 12 начинает с описания помазания Иисуса, а, затем, сразу же в этой главе переходит к описанию въезда Иисуса в Иерусалим). Таким образом, мы видим разную последовательность, у Матфея и Марка: въезд в Иерусалим и, затем, помазание; а у Иоанна, наоборот: вначале, помазание, а, затем, въезд в Иерусалим.

Как это понять и объяснить?

Ответ. На самом деле, здесь нет никакого противоречия.

Относительно взгляда Иоанна. Иоанн в своём Евангелии записал хронологическую последовательность событий. Поэтому, если мы хотим понять хронологию событий, то тогда мы должны обратиться к Евангелию от Иоанна, который пишет, что, вначале, было помазание, а на следующий день, Иисус въехал в Иерусалим.

Относительно взгляда Матфея и Марка. Матфей и Марк смотрят на помазания под другим углом. Они смотрят на значение этого события. Есть такой приём, это взять какое-то отдельное событие и описать его не в хронологической последовательности повествования, но вставить в другом месте какого-то рассказа для лучшего понимания того, о чём идёт речь.

Например, когда мы вспоминаем о подвиге какого-то человека, описывая всю историю его подвига. И между делом вставляем историю, которая произошла в другое время и в другом месте с этим человеком. Но эта история отлично предаёт характер этого человека, поэтому очень уместно её вставить. И мы здесь ничего не нарушаем, мы не приписываем этому человеку того, чего он не делал, ведь, мы говорим о нём правдивую историю. Да, может быть хронологически она в другое время произошла, но что нарушает или искажает такой приём пересказа? Ничего, наоборот, ещё более усиливает впечатление и расширяет наше понимание характера этого человека.

А теперь покажу, как это использует Матфей. Матфей пишет в главах 26-27 о суде и смерти Христа и это одна и главная тема этих глав, поэтому Матфей и собирает в эти две главы всё, что касается смерти Христа. Далее покажу, как он это искусно делает, начиная с главы 26.

Но, вначале, надо отметить, что Иисус о Своей смерти и воскресении последний раз открыто Своим ученикам говорил в Матф.20:17-19, а, затем, речь шла о другом: въезд в Иерусалим, учение в храме, проклятие книжников и фарисеев, предсказание о последнем времени и три большие притчи и ещё ряд событий. И, вот, теперь Матфей переходит к новой теме, это суд над Христом и Его смерть, которым и посвящает две главы, 26-27.

· Мф.26:1-2: В этих стихах Иисус прямо говорит ученикам о Своей скорой смерти, точно предсказывая дату, т.е. по Его словам, это произойдёт на Пасху через два дня.

· Мф.26:3-5: Тут же, Матфей описывает совет первосвященников и книжников, которые принимают окончательное решение на этом совете убить Иисуса.

· Мф.26:6-13: И, вот, здесь, в самом начале повествования о суде и смерти Иисуса, Матфей и посчитал, более уместно, написать о помазании Иисуса, цель которого подготовить Иисуса к смерти. Хотя, это помазание и произошло ранее, но Матфей записал его именно здесь, как наиболее подходящее по смыслу. И Матфей не уточняет время, когда произошло это помазание Иисуса, он написал, где оно произошло (т.е. в Вифании), а о том, когда оно произошло, он ничего не пишет. Он, просто, пишет, что помазание произошло и стало подготовкой к предстоящему погребению Иисуса: «6 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, 7 приступила к Нему женщина с алавастровым…» (Мф.26:6-7).

· Мф.26:14-16 И, тут, сразу же, на арену выходит Иуда, который берется предать Иисуса первосвященникам и книжникам, решившим на совете убить Христа.

· И, далее, все события, описанные Матфеем, в 26 и 27 главах развиваются в этом русле, достигая главной цели Матфея, которая была им поставлена, это описать суд над Иисусом и Его убийство.

И у Марка мы видим то же самое. Он приводит помазание Иисуса там, где полностью открывается его смысл.

Итак, сделаем вывод. Да, Матфей и Марк вставили событие помазания в другом месте, т.е. на четыре дня позже, чем оно было на самом деле. Тем не менее, эта перестановка не нарушает общий ход повествования, не вводит каких-то противоречивых идей, не изменяет истории Евангельских событий и прочее. Но, наоборот, данная перестановка событий является литературным приёмом призванным лучше раскрыть истину о суде и крестной смерти Христа. Ведь, если бы Матфей записал помазание Иисуса там, где оно должно быть, т.е. в 20 главе, то оно, скорее всего, затерялось бы среди прочих событий, которым посвящены главы с 21 по 25. А, ведь, Иисус Сам возвышает это событие: «12 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; 13 истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Матф.26:12,13)

Поэтому, слава Богу, что у нас четыре Евангелия, которые одни и те же события описывают с четырёх сторон, а ни одно Евангелие, которое нам бы всё описывало бы только с одной стороны, т.е. имело бы однобокий взгляд.