Найти тему
Язык музыки

От музыканта к слушателю (распространение звука)

Для того, чтобы мы услышали звук, необходимо, во-первых, наличие тела, которое колеблется, во-вторых, среды, которая передает эти колебания нашему уху, и в-третьих, наш слуховой аппарат, который эти колебания воспринимает.

Волны звука
Волны звука

О возникновении звука был разговор в предыдущей статье. Здесь мы поговорим о втором этапе — передаче звука от колеблющегося тела к человеку.

В качестве предающей среды музыканты пока используют исключительно воздух, так как человек живет в воздушной среде. Вот если бы мы, например, писали музыку для рыб, то использовали бы, разумеется, свойства воды. Поэтому в нашем, человеческом, случае будем говорить исключительно о свойствах воздуха как особой среды для передачи колебаний.

Возьмём, например, скрипичную или гитарную струну. Смычок скрипача или пальцы гитариста заставляют струну колебаться. При колебании струна толкает воздух, расположенный рядом с ней, создавая тем самым сгущения воздуха. Эти сгущения распространяются в пространстве в виде продольных волн. Так называют последовательные сгущения и разряжения, которые кругами расходятся от источника колебаний.

-2

В окружающем нас мире мы, чаще всего, видим поперечные волны, например, волны на воде.

Поперечные волны в водной среде
Поперечные волны в водной среде

Воздух так колебаться не может. Он колеблется не подъемами и спадами, как вода, а сгущениями и разряжениями. Эти сгустки и разряжения, достигая нашего уха, рождают в нем ощущение звука.

Продольные волны в воздухе
Продольные волны в воздухе

В идеальном случае колебания от источника должны равномерно распространяться во все стороны. Но в реальности это далеко не так. Например, фагот, в основном, заставляет колебаться воздух выше себя — туда направлен открытый конец его трубы.

Направленность звука фагота
Направленность звука фагота

А кларнет или гобой направлены открытым концом вниз. Соответственно и воздух толкают ниже.

Направленность звука кларнета
Направленность звука кларнета

Исполнители это обязательно учитывают.

А еще колебания неодинаково распространяются в пространстве в зависимости от высоты звука, который извлекают на инструменте. Так у акустической гитары звуки низких толстых струн равномерно расходятся кругами вокруг исполнителя.

Направленность звука низких струн гитары
Направленность звука низких струн гитары

А звуки тонких высоких струн распространяются в виде прихотливого четырехлистника.

Направленность звука высоких струн гитары
Направленность звука высоких струн гитары

У каждого инструмента свои особенные характеристики направленности звука.

Именно поэтому сегодня во многих концертных залах зрителей стали располагать не только перед музыкантами, но и вокруг них.

Концертный зал Парижской филармонии (фото из свободного доступа)
Концертный зал Парижской филармонии (фото из свободного доступа)

Но и это еще не все.

Слушатель в зале слышит не только звук, доходящий до него от исполнителя по прямой, но и многочисленные отраженные звуки. Звуки отражается от стен, от пола и потолка. Причем отражается многократно, постепенно затихая. Этот процесс называют реверберацией от латинского reverbero (отбрасываю), и звукорежиссеры при студийной записи специально выстраивают его, добиваясь имитации звучания в зале.

Реверберация в концертном зале
Реверберация в концертном зале
Реверберация в концертном зале
Реверберация в концертном зале

Отражаясь от стен, пола, потолка, колонн в зале, кулис на сцене, зрительских кресел, от самих зрителей звук частично поглощается. А та часть звука, которая отражается, значительно меняет свои характеристики. Ведь одно дело отразиться от лепнины на стенах, а другое — от более или менее мягких занавесок.

Двойная и тройная реверберация в концертном зале
Двойная и тройная реверберация в концертном зале

В итоге, слушатель оказывается в многомерном звучащем пространстве, которое уникально в каждом конкретном зале.

Строительство таких залов для музыки — дело очень трудное. Поэтому результат далеко не всегда оказывается удовлетворительным. В Москве есть, например, залы, где лучше всего слышно за кулисами. Есть залы, в которых на сцене образуются своеобразные «звуковые ямы», в которых слушатель почти ничего не слышит или слышит весьма искаженное звучание.

Но есть и уникальные залы. Например, зал бывшего Синодального училища на Большой Никитской. Сегодня его называют Рахманиновским залом Московской консерватории.

Рахманиновский зал Московской консерватории (фото из свободного доступа)
Рахманиновский зал Московской консерватории (фото из свободного доступа)

Здесь стараниями архитекторов создано уникальное пространство для звука. В частности, создатели использовали здесь голосники — особые емкости, вмурованные в стены с открытым наружу горлышком.

Голосник в Рахманиновском зале Московской консерватории (фото из свободного доступа)
Голосник в Рахманиновском зале Московской консерватории (фото из свободного доступа)

Подобные устройства широко используются в храмовой архитектуре для придания звуку особой объемности.

Голосники в церкви Св. Николая Чудотворца с Усхохи, Псков, 16 век (фото из свободного доступа)
Голосники в церкви Св. Николая Чудотворца с Усхохи, Псков, 16 век (фото из свободного доступа)

Состояние музыканта и слушателей, слушающих музыку в хорошем зале, где звук многократно отражается, интересно сравнить с состоянием людей в помещении, уставленном многочисленными зеркалами. Нередко люди теряются в таких помещениях.

Люди в зеркальном зале (фото из свободного доступа)
Люди в зеркальном зале (фото из свободного доступа)

А такое же звуковое пространство большинство людей воспринимает спокойно. Стоит только удивляться тонкости настройки нашего слухового аппарата, позволяющего в столь сложных условиях не только не теряться, но еще и получать эстетическое удовольствие.