В комментариях к нашим публикациям постоянно звучит один и тот же вопрос: каким образом надо смиряться? О смирении и не смирении рассказал иерей и богослов Константин Корепанов.
Константин Корепанов, иерей:
Гордыня абсолютно никак не соотносится с добродетельной жизнью. Гордыня, так или иначе, всегда приводит к жизненному тупику, «ибо Господь гордым противится».
Но даже те плоды и добродетели, которые человек имел в своей жизни, обязательно разрушаются гордыней.
Смирение является той деятельностью, которая помогает человеку бороться с гордыней. И без смирения с гордыней справиться у нас не получится.
Многие задаются вопросом: что такое смирение? Что из себя представляет смирение? Как мне необходимо смиряться? Что конкретно нужно делать?
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин на этот вопрос отвечает ёмко. Во-первых, никогда не опечаливать и не оскорблять тех людей, которые со мной рядом живут. С другой стороны, быть для окружающих нас людей послушным и покорным.
И с тем, и с другим у нас очень большие проблемы. Что касается не обижать других людей, то мы считаем, что это просто неизбежно. Когда мы пребываем в досаде, мы запросто можем человеку сказать нечто обидное или унизительное.
Ну, ведь сказали-то не со зла. Просто настроение было плохое или из каприза, или из своеволия. Просто нам не хочется сегодня понуждать себя что-то делать. И вот мы взяли и таким образом сорвали на человеке свою злость, нагрубили, обозвали, высказались или посмотрели косо.
Это всё есть признаки гордыни.
Борьба со всем этим есть борьба с гордыней. И если нам удастся победить своё желание нагрубить человеку, причинить ему боль, то этим самым мы боремся за смирение.
Это относится к любым сферам человеческого бытия. Это может быть семейные отношения, супружеские или взаимоотношения в трудовом коллективе. Мы должны в этих малых сообществах пребывать с мирным сердцем, никого не обижая, никого не унижая, никого не оскорбляя.
Второе качество, которое необходимо для смирения, это послушание и покорность.
Но как обыкновенному современному человеку быть послушным и покорным, если он всегда видит, что он прав, а тот человек, которого надо слушаться, не прав?
Как быть, если я вижу, что тот, кому я должен подчиняться, не может быть правым? Но я же вижу, что он ерунду говорит или делает. Как же я буду молчать? Это же невозможно. Я буду возмущаться. Я буду говорить. Я буду всячески доказывать, что он ошибается.
У нас есть эта неискоренимая черта — мы абсолютно уверены, что знаем, как правильно и как надо. Это, может быть, и объективным фактом... Однако здесь важно не соответствие нашего недовольства объективной реальности. Мы настолько уверены в своей правоте, что у нас нет ни малейших сомнений. У нас есть некая самоуверенность, что мы знаем, как надо.
Своим самомнением мы как раз и питаем свою гордыню.
Мы уверены, что мы знаем, что мы умны, и поэтому принимаемся спорить, настаивать на своём. Мы проникнуты мыслью о том, что мы знаем, как надо. А альтернативы мы даже не видим.
А это и есть самомнение, которое не только не борется с гордыней, но способствует её возрастанию.
Смирением в данном случае будет считать себя неразумным, ограниченным, незнающим, малоопытным… Но кто сейчас согласится с этим? А всё потому, что человек настолько уверен, что он знает, как правильно. И он за эту правду неистово борется.
А правда, на самом деле, заключается в том, чтобы смириться перед волей Бога. Смириться и исполнить её.
Послушание — очень трудное для нас дело. И оно приучает нас к смирению. К тому, что я — не хозяин своей жизни. К тому, что Богу виднее.
Самое трудное в послушание — это научиться слушать Бога и слушать Его правильно. Ведь Господь крайне редко говорит нам голосом свыше, как апостолу Павлу, пророку Самуилу или преподобной Марии Египетской. Чаще всего Он говорит нам через людей, которые, так или иначе, нас окружают, и с которыми мы, так или иначе, связаны.
Как это Он говорит к нам через людей?
Послушание власти, послушание начальнику, послушание мужу, послушание отцу… Это, разумеется, не является абсолютным послушанием, потому что мы должны слушаться только Бога. Но это — школа послушания, в которой мы учимся настоящему послушанию. И это школа смиряет наше своеволие, нашу гордыню.
И только научившись такому послушанию, мы делаемся способными расслышать волю Божью, расслышать слово Божье.
Только научившись послушанию людей, которые поставлены над нами промыслом Божьем, только научившись относительному послушанию, мы делаемся способными к абсолютному послушанию.
И без этого послушания никто и никогда к послушанию Богу не восходил.
Ещё статья: Как понять, когда надо смиряться, а когда нет? Объяснил священник Димитрий Смирнов.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий господь бог смирение