Найти в Дзене
Внезапно коротко

Миклован-молдован, или Как два разных комиссара слились в одного

В двух фильмах, показанных в СССР раньше других, – «Чистыми руками» (рум. Cu mîinile curate, 1972) и «Последний патрон» (рум. Ultimul cartuş, 1973) – Николаеску играет комиссара Тудора Миклована. В первом фильме его убивают, и во втором он появляется лишь во флешбеках. Фамилия Miclovan совершенно отчётливо читается и в газетах, сообщающих, что его шефом назначен коммунист, и на могильном кресте (Tudor Miclovan 1910–1945) в финале фильма «Последний патрон».

Эти два фильма вместе с другими тремя образуют пятиэпизодную эпопею (Чистыми руками, Последний патрон, а затем «Конспирация», рум. Conspiratia (1973), «Типперари», рум. Departe de Tipperary (1973), Капкан, рум. Capcana (1974)). Их объединяет отнюдь не Миклован, а общий главный герой – бесстрашный комиссар-коммунист Михай Роман (Mihai Roman), которого играет популярный румынский актёр Иларион Чобану (рум. Ilarion Ciobanu). Действие фильмов происходит в послевоенной Румынии.

А вот «Комиссар полиции обвиняет» (рум. Un comisar acuză, 1973), «Реванш» (рум. Revanşa, 1978), «Комиссар полиции и Малыш» (рум. Duelul, 1981) – совсем из другой истории, действие которой происходит в ещё довоенной Румынии 1939–1941 годах. Там Николаеску играет комиссара Молдована! В финале фильма «Комиссар полиции обвиняет» Молдован падает, изрешечённый легионерами, но в «Реванше» их главарь – злодей Парейпан (его играет известный румынский актёр Георге Диникэ (рум. Gheorghe Dinică), – к слову сказать, тоже уже застреленный Молдованом, но чудесным образом выживший), – едет на кладбище, где убеждается, что в могиле в гробу лишь кирпичи да шляпа (все мы помним эту сцену). На могильном кресте отчетливо видна надпись Tudor Moldovan 1900–1940. В третьем фильме – «Комиссар полиции и Малыш», – являющимся предысторией (приквелом) двух первых и повествующем о событиях 1939 года, комиссар побеждает зло и помогает беспризорным мальчишкам. В последнем фильме «Выживший» (рум. Supravietuitorul, 2008), доснятом много позднее в угоду изменившейся постсоциалистической политической конъюнктуре, Молдован после Второй Мировой войны попадает в тюрьму, где проводит многие годы. Начальник тюрьмы – советский полковник – любит устраивать среди заключенных игру в «русскую рулетку». Выйдя на свободу по амнистии, комиссар опять сталкивается с криминальным миром, представителей которого начинает, как всегда, планомерно отстреливать.

Поскольку в Советском Союзе при дубляже оба комиссара во всех фильмах получили одну и ту же фамилию (ну не могли же у нас назвать бравого комиссара Молдованом), а в большинстве кинотеатров демонстрировались, как правило, только «Чистыми руками», «Последний патрон», «Комиссар полиции обвиняет» и «Реванш», а вот «Капкан» и «Комиссар полиции и Малыш» промелькнули «вторым экраном» («Конспирацию» и «Типперари» кинопрокат не закупил вообще), то вполне закономерно, что у советских зрителей оба этих разных персонажа Николаеску прочно слились в одного героя-комиссара Миклована.