В Дагестане на продажу выставили крайне любопытный фургон, который на первый взгляд напоминает самоделку, но на самом деле является редчайшим динозавром родом из Советского Союза.
И нет, это не Mercedes-Benz, несмотря на шильдик под лобовыми окнами. Никакой связи с немецким производителем, кроме любви владельца, тут нет.
Что же эта за штука тогда такая? Скорее всего, вы о подобных фургонах даже не слышали. Давайте разбираться!
Всё началось еще в 1970-х, когда советской киносъемочной промышленности потребовались специальные транспортные средства, которые позволили бы организовать киносъемочный процесс вдали от студий.
Разработку в середине 1970-х годов поручили Львовскому проектно-конструкторскому бюро (ПКБ).
В то время в киностудиях использовались специальные фургоны на базе ГАЗ-53, возможности которых были очень и очень ограничены.
Нужно было новое значительно более вместительное транспортное средство. Желательно, еще и не разрабатывать его с нуля, а собрать, словно кубики из готовых элементов выпускаемых тогда серийных транспортных средств.
Решение было типично советское: в Львовском ПКБ взяли трёхосное шасси грузовика ЗИЛ-133 и адаптировали под него кузов от автобуса ЛАЗ.
Подготовили чертежи и макеты, после чего отдали на реализацию предприятию «Укркинотехпром» из Чернигова.
Серийные киносъёмочные автобусы получили обозначение АКТ-1, то есть «автомобиль кинотехнологический модели 01».
Надо сказать, что от автобусов ЛАЗ тут осталось не так много: разве что передняя маска и лобовые окна.
Посмотреть на то, как выглядели серийные АКТ-1 можно в статье журнала «Грузовик Пресс». Вообще, очень советую вам с ней ознакомиться, так вы сможете узнать больше подробностей про киносъемочные фургоны из Чернигова.
Новый фургон был чуть ли не в два раза более вместительным, чем старые АСЧ-03. А еще у него была огромная площадка на крыше кузова, которая позволяла вести съемку оттуда.
Было сделано лишь два автобуса АКТ-1. После них изготовили один АСТ для перевозки осветительной аппаратуры.
Все эти трёхосные автобусы, безусловно, были очень крутыми. Они выглядели современно на фоне других единиц советской автопромышленности.
Но они также получились очень дорогими, поэтому дальше выпуска нескольких экземпляров дело не пошло.
Уже в начале 80-х годов завод переключился на более простые фургоны АСТ-03, которые базировались на том же шасси ЗИЛ-133Г2, но представляли собой надстройку, не менявшую кабину грузовика.
Этот экземпляр, выставленный на продажу в Дагестане, определённо точно один из тех нескольких киносъёмочных автобусов, выпущенных в Чернигове в 1970-х годах.
Правда он был изрядно модифицирован и превращён в грузовой фургон. Жаль конечно, но хотя бы оригинальное шасси и передняя часть с элементами от автобуса ЛАЗ на месте.
Судя по информации от продавца, он был изготовлен в 1977 году и сейчас может перевозить 20-22 тонн груза.
Цена не такая уж и большая — 350 тысяч рублей. Правда вернуть его к первоначальному состоянию уже вряд ли получится.
И всё же здорово, что каким-то чудом хотя бы один экземпляр дошёл до наших дней!
Кстати, за наводку хочется поблагодарить Телеграм-канал Retrobus: непосредственный впрыск.