Найти в Дзене

Где построить завод: опыт ТЕХНОНИКОЛЬ по выбору локации производства

Предприятия ТЕХНОНИКОЛЬ расположены в 15 регионах России, а также в 6 зарубежных странах. Как происходит процесс выбора локации, в которой появится завод ТЕХНОНИКОЛЬ? Что на этот выбор влияет? Разберемся вместе с Сергеем Колесниковым, совладельцем и управляющим партнëром ТЕХНОНИКОЛЬ.

Быть или не быть здесь заводу?

Выбор региона для строительства завода — процесс многоступенчатый. И старту любого строительства предшествует долгое изучение экономического ландшафта. На что нужно обратить внимание прежде всего?

Топ-5 критериев от ТЕХНОНИКОЛЬ выглядит так:

— размер рынка;

— доля компании в регионе/стране;

— возможности роста;

— наличие инфраструктуры — электричества, газа;

— автотранспортная, да и в целом логистическая доступность.

Ну и важный момент — вопросы, связанные с налоговыми льготами, которые местные губернии стали предлагать довольно часто. И если первые пункты в разных регионах совпадают, то смотрим, какой из регионов предлагает более интересный налоговый режим.

«Мы готовы заплатить больше, если регион перспективный, — делится Сергей Колесников, совладелец и управляющий партнëр ТЕХНОНИКОЛЬ. — В этом смысле деньгами готовы пожертвовать: можем построить более дорогой завод с меньшими льготами. Но это в том случае, если в будущем ясны перспективы сокращения логистических затрат и близости к рынку и потребителю. Если мы будем быстрее поставлять продукт, то сможем за эту услугу заплатить».

Мы выбираем — нас выбирают

В 8 случаях из 10 компания сама выбирает регион. Но бывает и по-другому. В ТЕХНОНИКОЛЬ принято делить страну на макрорегионы, такие как ЦФО, УФО, ПФО, Западная Сибирь и т. д. Если возникает желание построить завод на Северо-Западе, то компания готова рассмотреть и Ленинградскую область, и Санкт-Петербург, и Новгородскую область, поскольку они стыкуются. И в этом случае, если три субъекта предлагают разные условия, вполне можно выбрать наиболее выгодное предложение.

Расширяем границы

На 2021 год намечено несколько новых проектов, которые позволят расширить географическое присутствие. Намечаются сделки в Италии, идут переговоры в Германии. В Италии экономическая ситуация сложнее: там много компаний в предбанкротном состоянии, у многих владельцы достигли предпенсионного возраста. Кризис ощущается сильнее, а потому собственники легче продают компании, поэтому и вероятность сделок выше.

В Германии экономическая обстановка намного лучше, это даже видно по тому, насколько несговорчивы хозяева компаний.

«Иногда я слышу заявления немецких коллег, которые жалуются на кризис и волатильность немецкого рынка, — рассказывает Сергей Колесников. — Это напоминает ситуацию, когда водители жалуются на неровность немецкого автобана. Достаточно проехать однажды по ухабистым русским дорогам, особенно в провинции, и желание жаловаться на немецкие дороги как рукой снимет. Понятно, что немецкие бизнесмены — идеалисты, которые хотят завтра лучше, чем вчера. Я поддерживаю эту позицию всей душой, но, если честно, особого кризиса в Германии не вижу. Небольшие падения, которые произошли, сложно назвать кризисом».

Мало кто готов продавать семейный бизнес, потому что у всех либо хорошее финансовое состояние, либо позитивное ожидание от будущего. С моей точки зрения, после работы в Италии говорить о немецком кризисе смешно. На 10 предложений от итальянского бизнеса в Германии приходится только одно. И то, как правило, это очень слабое предприятие, с очень слабыми технологиями. Купить в Германии сильную компанию с сильной позицией на рынке, с хорошей финансовой позицией очень сложно.

«В каком-то смысле с заводом BOERNER нам повезло, — вспоминает Сергей Колесников. — У предприятия было незавидное финансовое положение. Если бы не этот факт, вряд ли мы бы смогли его купить».

Это означает лишь одно — работаем дальше, ставим цели и смело движемся к их достижению.