Какие цели преследуют спортсмены и любители, когда едут тренироваться трековой езде?
- Научиться проезжать трассу максимально быстро, то есть сокращать время круга.
- Отработать навыки езды в соответствующих условиях.
- Получить удовольствие от езды особенно, когда отрабатываемые элементы начинают получаться.
Это три основные цели, которые я бы выделил. Если вы можете назвать какие-то еще, то укажите их в комментариях, и мы обсудим эти варианты.
Чтобы не пропустить самое интересное, подписывайтесь на канал в Телеграм: https://t.me/blazutskiy
Трек и город: есть ли противоречия?
Проблема в том, что для среднестатистического мотоциклиста, который никогда не пробовал выезжать на трек, все эти цели также далеки и неведомы, как галактика Андромеда. Вряд ли вам удастся кого-либо заманить на трек, рассказывая, как здорово "убирать секунды с круга", или что ему неплохо бы поучиться ездить.
Первый аргумент совершенно непонятен, а второй так вообще оскорбителен. "Да у меня 10 лет стажа, ты кто такой, чтобы говорить мне, умею я ездить или нет! Ты всерьез думаешь, что от этой езды по кругу можно получить удовольстве?"
И вот тут важно дать понять, что с одной стороны трековые навыки ничего общего не имеют с городской ездой, а с другой - опыт езды на треке сделает городскую езду значительно безопаснее. Пусть эти два утверждения сначала кажутся противоречивыми, я попробую объяснить, почему это не так.
Основные опасности в городе исходят извне
Машины, бордюры, столбы, отбойники, здания, качество дорог, мусор, грязь и жидкости на дороге. Это не говоря про неблагоприятную отечественную дорожную инфраструктуру для мотоциклистов в целом, включая ямы, колдобины, люки, скользкую выпуклую разметку, колейность асфальта, небезопасные ограждения и многое другое.
Всегда есть огромное множество вариантов негативного развития событий, в том числе и от собственных ошибок пилотирования, даже при неукоснительном соблюдении ПДД, хотя давайте честно, мало, кто их неукоснительно соблюдает. Но я не за тем, чтобы учить езде по ДОП или читать морали. Моя задача показать эти блогом, что тренировки на треке полезны, как и получение любых других навыков езды на мотоцикле.
Но я не могу не отметить, что на дорогах общего пользования как минимум неразумно ехать, как по треку. Риски возрастают многократно от высокой скорости, сильных наклонов, низко опущенного корпуса и от того значительного сужения обзора.
Трековые навыки снижают вероятность собственной ошибки
Не смотря на то, что по городу ездить, как на треке нельзя, трек учит:
- Ускоряться. Своевременное и быстрое ускорение может спасти, например, от нежелательной встречи с перестраивающимся автомобилем. Умение ехать на передаче в оборотах с максимальным моментом помогает быстро и интенсивно ускориться в случае необходимости.
Поверьте, "светофорные гонки" - последнее место, где это нужно, но любопытно, что большинство таких гонщиков недокручивают передачу и переключаются на повышенную слишком быстро, значительно теряя в разгоне. Упс, надеюсь, я таким образом не научу никого плохому... - Работать со взглядом. Невероятно много аварий мотоциклистов можно было бы избежать, если бы они умели работать взглядом в любой ситуации. Именно этому учат еще в мотошколе, именно это доводит до совершнества на высоких скоростях трековая езда: быстро переводить взгляд туда, куда вы хотите ехать, в любой ситуации.
Основная опасность кроется в том, что в момент паники нам свойственно фокусироваться на источнике опасности, "залипать" взглядом на столб, дерево, отбойник, машину или любой другой объект. А дальше вступает в силу правило "куда смотришь, туда и едешь". И именно такие аварии выглядят наиболее нелепо со стороны: "Как он мог врезаться в дерево в чистом поле?!" - Рулить. Невозможно переоценить умение быстро рулить на скорости. Если вдруг вы оказались в неприятной ситуации, когда впереди внезапно материализовалось препятствие, пытаться остановиться перед которым уже поздно, то остается его только обруливать. И здесь важно не растеряться и как можно быстрее начать рулить в сторону спасения, не застыв на препятствии взглядом (смотри выше). Чтобы в критической ситуации сделать это быстро, нужно чтобы сами движения были отточенными до автоматизма.
- Тормозить. Торможение в любой ситуации на любом покрытии, умение тормозить в наклоне в повороте, умение быстро интенсивно замедлиться в непредвиденной ситуации и не полететь через руль - все это нетривиальные и крайне важные навыки, наличие которых сможет уберечь вас от падений, столкновений или травм. И самое безопасное место для их получения - трек! Поверьте, если вы можете тормозить в наклоне на скорости 120-140 км/ч, то вы тем более сможете спокойно оттормозиться на ДОП, передвигаясь с допустимыми ПДД скоростями. Конечно, с неумением тормозить эффективно и риском блокировки переднего колеса помогает бороться АБС, хотя и она не панацея.
Если вам также как и мне интересно, насколько далеко зайдет моя трековая и мотоциклетная история, то подписывайтесь на канал. Поддержите пост лайками, комментариями или задавайте свои вопросы. Я обязательно постараюсь на них ответить.
Увидимся на треке!