Найти тему
Blaze Racing Group

Цель обучения трековой езде на мотоцикле

Оглавление
АСК "Вираж", Белгород, сентябрь 2021 год
АСК "Вираж", Белгород, сентябрь 2021 год

Какие цели преследуют спортсмены и любители, когда едут тренироваться трековой езде?

  • Научиться проезжать трассу максимально быстро, то есть сокращать время круга.
  • Отработать навыки езды в соответствующих условиях.
  • Получить удовольствие от езды особенно, когда отрабатываемые элементы начинают получаться.

Это три основные цели, которые я бы выделил. Если вы можете назвать какие-то еще, то укажите их в комментариях, и мы обсудим эти варианты.

Чтобы не пропустить самое интересное, подписывайтесь на канал в Телеграм: https://t.me/blazutskiy

Трек и город: есть ли противоречия?

ADM Raceway, Мячково, 29 августа 2021 года
ADM Raceway, Мячково, 29 августа 2021 года

Проблема в том, что для среднестатистического мотоциклиста, который никогда не пробовал выезжать на трек, все эти цели также далеки и неведомы, как галактика Андромеда. Вряд ли вам удастся кого-либо заманить на трек, рассказывая, как здорово "убирать секунды с круга", или что ему неплохо бы поучиться ездить.

Первый аргумент совершенно непонятен, а второй так вообще оскорбителен. "Да у меня 10 лет стажа, ты кто такой, чтобы говорить мне, умею я ездить или нет! Ты всерьез думаешь, что от этой езды по кругу можно получить удовольстве?"

И вот тут важно дать понять, что с одной стороны трековые навыки ничего общего не имеют с городской ездой, а с другой - опыт езды на треке сделает городскую езду значительно безопаснее. Пусть эти два утверждения сначала кажутся противоречивыми, я попробую объяснить, почему это не так.

Основные опасности в городе исходят извне

Москва, 2019 год
Москва, 2019 год

Машины, бордюры, столбы, отбойники, здания, качество дорог, мусор, грязь и жидкости на дороге. Это не говоря про неблагоприятную отечественную дорожную инфраструктуру для мотоциклистов в целом, включая ямы, колдобины, люки, скользкую выпуклую разметку, колейность асфальта, небезопасные ограждения и многое другое.

Всегда есть огромное множество вариантов негативного развития событий, в том числе и от собственных ошибок пилотирования, даже при неукоснительном соблюдении ПДД, хотя давайте честно, мало, кто их неукоснительно соблюдает. Но я не за тем, чтобы учить езде по ДОП или читать морали. Моя задача показать эти блогом, что тренировки на треке полезны, как и получение любых других навыков езды на мотоцикле.

Но я не могу не отметить, что на дорогах общего пользования как минимум неразумно ехать, как по треку. Риски возрастают многократно от высокой скорости, сильных наклонов, низко опущенного корпуса и от того значительного сужения обзора.

Трековые навыки снижают вероятность собственной ошибки

ADM Raceway, Мячково, 29 августа 2021 года
ADM Raceway, Мячково, 29 августа 2021 года

Не смотря на то, что по городу ездить, как на треке нельзя, трек учит:

  • Ускоряться. Своевременное и быстрое ускорение может спасти, например, от нежелательной встречи с перестраивающимся автомобилем. Умение ехать на передаче в оборотах с максимальным моментом помогает быстро и интенсивно ускориться в случае необходимости.
    Поверьте, "светофорные гонки" - последнее место, где это нужно, но любопытно, что большинство таких гонщиков недокручивают передачу и переключаются на повышенную слишком быстро, значительно теряя в разгоне. Упс, надеюсь, я таким образом не научу никого плохому...
  • Работать со взглядом. Невероятно много аварий мотоциклистов можно было бы избежать, если бы они умели работать взглядом в любой ситуации. Именно этому учат еще в мотошколе, именно это доводит до совершнества на высоких скоростях трековая езда: быстро переводить взгляд туда, куда вы хотите ехать, в любой ситуации.
    Основная опасность кроется в том, что в момент паники нам свойственно фокусироваться на источнике опасности, "залипать" взглядом на столб, дерево, отбойник, машину или любой другой объект. А дальше вступает в силу правило
    "куда смотришь, туда и едешь". И именно такие аварии выглядят наиболее нелепо со стороны: "Как он мог врезаться в дерево в чистом поле?!"
  • Рулить. Невозможно переоценить умение быстро рулить на скорости. Если вдруг вы оказались в неприятной ситуации, когда впереди внезапно материализовалось препятствие, пытаться остановиться перед которым уже поздно, то остается его только обруливать. И здесь важно не растеряться и как можно быстрее начать рулить в сторону спасения, не застыв на препятствии взглядом (смотри выше). Чтобы в критической ситуации сделать это быстро, нужно чтобы сами движения были отточенными до автоматизма.
  • Тормозить. Торможение в любой ситуации на любом покрытии, умение тормозить в наклоне в повороте, умение быстро интенсивно замедлиться в непредвиденной ситуации и не полететь через руль - все это нетривиальные и крайне важные навыки, наличие которых сможет уберечь вас от падений, столкновений или травм. И самое безопасное место для их получения - трек! Поверьте, если вы можете тормозить в наклоне на скорости 120-140 км/ч, то вы тем более сможете спокойно оттормозиться на ДОП, передвигаясь с допустимыми ПДД скоростями. Конечно, с неумением тормозить эффективно и риском блокировки переднего колеса помогает бороться АБС, хотя и она не панацея.

Если вам также как и мне интересно, насколько далеко зайдет моя трековая и мотоциклетная история, то подписывайтесь на канал. Поддержите пост лайками, комментариями или задавайте свои вопросы. Я обязательно постараюсь на них ответить.

Увидимся на треке!