Найти в Дзене
ПОД СТУК

Как машинисты водят поезда в условиях тумана, когда не видно показаний светофоров издалека?

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Железнодорожная светофорная сигнализация является одной из важнейших составляющих безопасности на железной дороге. Благодаря ей поезда не въезжают друг другу в хвост на двухпутных участках, а также не сталкиваются «лоб в лоб» на однопутных участках.

Как известно, железная дорога в нашей стране функционирует 24 часа в сутки и 365 дней в году. В отличие от воздушного транспорта, поездам не страшны погодные условия. Поезда ездят и в дождь, и в снег, и в град, и при шквальном ветре, а также при нулевой видимости.

И как раз последнее вызывает некоторые вопросы. Ведь при плохой видимости не видно, что показывает следующий по ходу движения светофор, который находится в километре от текущего положения поезда. И в случае с железнодорожным подвижным составом знать, какой огонь горит на светофоре, важно заранее, так как тормозной путь составляет не один километр.

train-photo.ru | Автор: Вадим Анохин
train-photo.ru | Автор: Вадим Анохин

Как же машинисты определяют показание светофора в условиях тумана?

Дело в том, что существует такая система, как автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС). Чаще всего используется АЛС непрерывного действия (АЛСН). Сигнал о показании светофора (а точнее о занятости блок-участков) кодируется и при помощи импульсов переменного тока передаётся по рельсовой цепи. На локомотиве сигнал улавливается приёмными катушками, которые расположены перед первой колёсной парой над рельсами.

На самом деле, на наших железных дорогах есть два способа кодирования сигналов: импульсный числовой, когда информацию несут количество импульсов и их длительность, либо же частотный, когда в качестве сигнала используется непрерывный переменный ток определённой частоты. То есть информацию несёт частота тока.

В настоящее время, практически все локомотивы и электропоезда оборудованы комплексным локомотивным устройством безопасности (КЛУБ-У), с помощью которой осуществляется дешифровка сигналов АЛС и отображение показаний на локомотивном светофоре.

КЛУБ-У
КЛУБ-У

Значения сигналов АЛС

В принципе, значения локомотивных сигналов схожи со значениями светофоров. Зелёный огонь на локомотивном светофоре означает, что поезд приближается к светофору, на котором горит зелёный огонь (значит два и более блок-участка свободно (при трёхзначной автоблокировке)).

Если горит жёлтый огонь, значит поезд приближается к светофору, на котором горит жёлтый огонь, а значит после него свободен только один блок-участок, следовательно нужно снизить скорость. А дальше идут различия.

Локомотивный светофор
Локомотивный светофор

Красно-жёлтый огонь на АЛС означает, что поезд приближается к светофору, перед которым обязательно нужно остановиться, так как на нём горит красный, а значит, что блок-участок после него занят. Ну и красный огонь на локомотивном светофоре означает, что поезд уже заехал на занятый блок-участок. Либо это означает, что рельсовая цепь неисправна.

Таким образом, машинист, находясь в кабине, даже при нулевой видимости знает, что показывает светофор, который находится, скажем, в километре от него.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
-4