Небесный тихоход. СССР, 1946. Режиссер и сценарист Семен Тимошенко. Актеры: Николай Крючков, Василий Меркурьев, Василий Нещипленко, Алла Парфаньяк, Людмила Глазова, Тамара Алёшина, Фаина Раневская, Константин Скоробогатов и др. 21,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Семен Тимошенко (1899–1958) поставил 13 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Вратарь», «Небесный тихоход» и «Запасной игрок») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Музыкальная комедия о военных летчиках «Небесный тихоход» вышла прокат в 1946 году и была восторженно встречена зрителями.
Однако в год премьеры этого фильма журнал «Искусство кино» опубликовал на своих страницах разгромную рецензию, где бывший штурман боевой авиации, киновед и кинокритик Ростислав Юренев (1912-2002), опираясь на свой фронтовой опыт, писал, что «автор фильма «Небесный тихоход» режиссер С. Тимошенко материала как следует не знает. Наивное представление о порядке постановки боевых задач в военной авиации, отсутствие какого-либо представления о ходе их выполнения привело к фальши во взаимоотношениях героев фильма и типичной «развесистой клюкве» в изображении боевых действий По-2. …
Но оставим военное дело и перейдем к анализу художественных качеств фильма. С. Тимошенко не нашел сюжета, органически вытекающего из действительных событий Отечественной войны, обусловленного типичными характерами наших летчиков, движимого подлинным драматическим конфликтом. Он взял старинную сюжетную схему, детально разработанную многими драматургами прошлых веков, служившую основой многих комедий, водевилей и фарсов, и попытался втиснуть в эту схему современный материал. … Как ни судите, но это пошлость! Да, пошлость, очевидная и оскорбительная. … Это ли война? Это ли люди войны, ее героические и суровые события? Вы скажете — жанр? Нет, стиль! «Стиль», конечно, в кавычках. Как назвать его? Обывательским сентиментализмом? Романтикой мещанства? Лакировкой действительности? … О чем говорит «Небесный тихоход», вышедший после войны? О том, что воевать было приятно и просто? О том, что мы победили легко? Ложь! Фильм фальшив, и дело здесь не в жанре, а в «стиле» лакировки, легкомыслия, безыдейности, заимствованном из старой оперетки и худших американских ревю.
Кстати, фильм сделан нс хуже этих ревю. Музыка веселая, запоминающаяся. Снято все ясно, четко, с приятными пейзажами, мастерскими панорамами, профессиональными макетами. Актеры подобраны хорошие. Н. Крючков, знакомый всем создатель галереи положительных образов молодых советских людей в ряде первоклассных фильмов, — одной своей внешностью и обаянием может уверить нас на некоторое время, что перед нами подлинный советский летчик. Меркурьев обладает филигранной комедийной техникой и тонким, мягким юмором. Очень мила молодая актриса А. Парфаньяк…
Но все эти достоинства актерской игры, операторского мастерства, музыкального сопровождения не могут сделать фильм хорошим, а лишь делают его недостатки более ощутимыми. Потому, что идеи в фильме нет, если не считать идеей опровержение заведомой нелепости о несостоятельности любви во время войны. Потому, что летный, военный материал в фильме обеднен и извращен. Потому, что характеры героев надуманы, не типичны. Потому, что сюжет фильма не органичен для темы и материала, а привнесен извне, старый, молью траченный сюжет неумного фарса. Потому, что фильм резко выпадает из стиля нашего искусства, идет вразрез его плодотворным традициям. … Перед советским искусством кино открыты безграничные возможности, просторная дорога. Искусство пойдет по этой столбовой дороге широкими, уверенными шагами. Тихоходы, плутающие но топким тропинкам обывательщины, пошлости, «развлекательности», отстанут» (Юренев, 1946: 20-22). Юренев Р. О тихоходах в нашем искусстве // Искусство кино. 1946. № 4. С. 20-22.
Нашел в архиве журнала «Искусство кино» за 1946 год киновед Александр Федоров