Найти тему
На перекладных.

"Приключения Чиполлино" Джанни Родари - литературная эмблема 2021 года

2021 - международный год фруктов и овощей, как оказалось. Ничего более захватывающего в литературе о них (овощах и фруктах) нет. Но не только поэтому "овощная" сага до сих пор на книжных полках. Она из разряда "вечных". Что обеспечивает творению итальянца Джанни Родари бессмертие?

"Приключения Чиполлино" с иллюстрациями Сутеева.
"Приключения Чиполлино" с иллюстрациями Сутеева.

Идея. Очень важно человеку, хотя бы в детстве, знать, что справедливость есть, за нее нужно бороться и в этой борьбе можно победить.

В застенках принца Лимона. Рисунок В. Сутеева.
В застенках принца Лимона. Рисунок В. Сутеева.

Герои. Еще важнее убедиться, что принимать активное участие в этой борьбе могут не только идеальные дети - отличники, умники и умницы, но и те, кто учится похуже или, как Чиполлино, не учится совсем. Это здорово обнадеживает. Пусть мама теперь только попробует сказать - будешь плохо учиться , ничего из тебя не выйдет. Заучка Вишенка сам хвостом бегает за хулиганом Чиполлино.

Встреча Чиполлино с отцом Чиполлоне. Рисунок В. Сутеева.
Встреча Чиполлино с отцом Чиполлоне. Рисунок В. Сутеева.

Другие персонажи "Приключений ..." тоже не менее колоритны. И несчастный, грустный Кум Тыква, и веселая Редиска, и подкаблучник Лук Порей, позволяющий сушить белье у себя на усах.

Синьор Помидор и адвокат Горошек. Рисунок В. Сутеева.
Синьор Помидор и адвокат Горошек. Рисунок В. Сутеева.

Отдельная песня - отрицательные герои: безжалостный и хитрый чиновник Синьор Помидор, чванливый, безмозглый Принц Лимон, опустившаяся аристократия - обжора барон Апельсин и пьяница герцог Мандарин, шантажист и вымогатель, скупые, черствые, как косточки в их головах, помещицы графини Вишни.

Всегда очень нравился узелок с пожитками. Рисунок В. Сутеева.
Всегда очень нравился узелок с пожитками. Рисунок В. Сутеева.

Всего героев больше полусотни, каждый со своим характером, индивидуальными привычками и особенностями. Это обеспечивает полную достоверность происходящего.

Чиполлино задружился с Бурым Медведем. Рисунок В. Сутеева.
Чиполлино задружился с Бурым Медведем. Рисунок В. Сутеева.

Подлинность сказочной жизни. Жизнь здесь, действительно, настоящая, хоть и в сказочном обличии. Храбрость, самоотверженность, предательство, взаимовыручка - все разом. Родари не боится погружать читателя в реальные жизненные проблемы: бедность, болезни, старость, произвол властей. Более того, отождествляя себя с героями истории, юный читатель, может быть, впервые встретится со смертью. Погибает, склеванный Курицей, очень самоотверженный и обаятельный Паук-Хромоног. Это не выдуманное, абстрактное зло. Это жизнь, в которую вполне верится. И жизнь настоящая, хоть и сказочная, и смерть настоящая, и детская скорбь тоже настоящая.

Геройски погибший Паук - Хромоног. Рисунок В. Сутеева.
Геройски погибший Паук - Хромоног. Рисунок В. Сутеева.

Книга очень честная, как ни пафосно это звучит, в нее души вложено много и собственного опыта. Поэтому написано надолго. У нас, в России, в Советском Союзе она прижилась сразу. В родной Италии ее тоже заметили и тут же зачислили в разряд запрещенных. "Не зашла" чем-то она католическим священникам. Они объявили автора проводником дьявола, а книжку рекомендовали к сожжению. Через несколько лет итальянцы одумались, в 1967 признали Родари лучшим детским писателем, а в 1970 он получил "детскую Нобелевку" - премию имени Андерсена. Все было прекрасно, но тут к оскорбленным в лучших чувствах католическим священникам задним числом присоединились мы. Книжка в России была признана вредоносной и попала в список запрещенной литературы. С 2012 года она не рекомендуется к прочтению до 12 лет. А после 12 вряд ли уже кто-то захочет читать про мальчика - луковку. Честно говоря, какая-то ерунда. Держать детей в сладкой вате, а потом выпустить в жизнь, где они столкнутся с ее реалиями.

Родари и самого помотало по жизни весьма основательно. Родился в небогатой семье, рано потерял отца, образование получил "лоскутное", если так можно сказать, не слишком систематическое. В 19 лет начал учительствовать, методом проб и ошибок нащупывая путь к умам и сердцам учеников. Отсюда у него понимание детской психологии, он очень тонко чувствовал детей.

Были в его биографии и темные пятна. В юности стал членом фашисткой организации "Итальянская ликторская молодежь", а потом "Национальной фашисткой партии". Чего его "понесло" в эту сторону? Возможно, привлекли лозунги социального равенства, которые иногда присутствовали в программах фашистских партий в Италии. Прозрение наступило в1943, когда после оккупации Италии Германией, его брат попал в концлагерь, а друзья были расстреляны. Родари стал участником движения Сопротивления, позже вступил в Компартию Италии. Дальше - работа журналистом в том числе в детском журнале "Il Pionere", для которого и был написан Чиполлино.

Переводом на русский занималась в далеких 50 -х Злата Потапова, редактировал Корней Чуковский. Иллюстрировали книгу в разные годы Чижиков, В. Мигунов, Е Антоненков, Галей. Но мне ближе иллюстрации В. Сутеева. Мечтаю купить для потомства "Приключения Чиполлино" именно с его картинками.

Чиполлино, Редиска и ботаник Вишенка. Рисунок В. Сутеева.
Чиполлино, Редиска и ботаник Вишенка. Рисунок В. Сутеева.

А вы любили в детстве книги Родари или они вас пугали, как считают наши чиновники от литературы?

Пишите в комментариях!