Читатель "Московских историй" Алексей Виноградов рассказывает о бабушке, работавшей костюмером в Театре Ленинского комсомола, и о том, как продолжилась эта ее жизнь на пенсии.
Бабушка работала в Театре имени Ленинского комсомола (улица Чехова, сейчас - Малая Дмитровка, 6) много лет, костюмером. Из раннего детства помню отрывочные, но яркие картины закулисья: многоярусные ряды развешанного реквизита, пар от больших утюгов, который на лестничной площадке смешивается с сигаретным дымом, выпускаемым в антракте актерами в диковинных костюмах.
В период переезда на улицу Чернышевского, 45 (Покровка), в 1970-е, бабушка уже не работала, но, чтобы получить прибавку к маленькой пенсии, шила одежду на заказ. На ее услуги был спрос. Элитные секции ГУМа и редкие дома моды были недоступны даже многим известным людям, а услуги советских ателье были весьма специфичны. Конечно, и ателье были разными, но монолог Райкина «К пуговицам претензии есть?», очевидно, возник не на пустом месте.
Бабушка умела находить и поддерживать связи с клиентами, в том числе высокопоставленными. Еще в войну, в эвакуации в Сибири, она сшила как-то подходящий по климату полушубок для сталинского наркома, приехавшего налаживать важное производство. И уже в Москве исполняла заказы то для него, то для его семьи.
Ее более рядовые поначалу знакомые вырастали из майоров в генералы, из инженеров в директора. Актеры и актрисы становились узнаваемыми. Многие из них бывали у нас дома. Например, веселая и шумная Зоя Василькова, как про нее писали «королева киноэпизода» 70-х (например, в «Джентльменах удачи» у нее роль дворничихи).
Ирина Печерникова и вовсе звезда после «Доживем до понедельника» (1968 год) и немало других. Звезды и не совсем звезды охотно сидели вместе с нашей семьей за столом, могли умеренно выпить, рассказать интересные истории.
Пошив одежды был делом сложным вдвойне. Клиентура требовала брать за образец не модели журнала «Работница», а чтобы получилось «как оттуда». «Выездные» знакомые привозили бабушке немецкие каталоги и журналы, по ним она расчерчивала мелом, вырезала выкройки и делала строчки на машинке Veritas c ножным приводом. Эта работа требовала и таких материалов, которые, например, в «Тканях» на углу с Лялиным переулком водились редко. Их тоже приходилось доставать.
Бабушка шила в основном для женщин. Их мужья реже, но тоже бывали у нас, заезжая за женами. Актеры в том числе. Олег Иванович (догадайтесь, какой из них), впрочем, как-то заехал среди дня один и огорошил вопросом:
- В этом доме мне как-то предлагали хороший кофе! Могу я попробовать еще чашечку?
Бабушка и правда молола зерна в ручной кофемолке и варила ароматный напиток, но, скорее всего, подобные визиты объяснялись не только этим. В ту эпоху известным людям проще было заехать «на чашечку» к знакомым, чем искать редкие и известные своим специфическим, как и ателье, сервисом кафе. Где их к тому же сразу узнают. Наш дом в центре, с почти безлюдным двором и подъездом всего с пятью квартирами был в этом смысле почти идеальным. Едва ли об именитых гостях догадывались наши соседи (за исключением Веры Александровны, с которой бабушка спелась до такой степени, что написала совместную жалобу Брежневу по бытовому вопросу - поступок, требовавший полного взаимного доверия).
К концу 70-х поток заказов и, соответственно, визитов стал уменьшаться. Бабушка все больше болела, хуже видела и шила не без труда. И ее характер, усугубленный болезнями, чем дальше, тем больше портился, что сказывалось и на родственниках и на знакомых (если вы читали «Похороните меня за плинтусом», то понимаете). Veritas, конечно, продолжала стрекотать, но со временем по вечерам этот шум стал заглушаться осторожным стуком сверху. Как выяснилось, источником была девушка, выучившаяся на сапожных дел мастера и теперь подрабатывавшая заказами. Хорошей обуви в Союзе тоже не хватало. #алексей виноградов
Еще рассказы Алексея Виноградова: "Вверху плыли и парили лепные амуры – остатки, казалось бы, давно ушедшей роскоши", "Бабушка бросила шампиньоны в кастрюлю, причитая, что нормальные дети в дом отраву не таскают", "Слепая бабушка отдернула руку и сказала «не балуй!» таким суровым тоном, что я бросил свою благородную затею".
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru