Найти тему
ComDig | Urban Exploration

В таких условиях мы жили на острове, населенным исключительно бурыми медведями. Громко кричали, стреляли и спали по очереди

Для меня это место является "русской чернобыльской зоной", только не такой знаменитой и не пользующейся популярностью у туристов-экстремалов из-за труднодоступности. Просто так сюда не попасть. Для этого необходим специальный документ, выписанный пограничной службой ФСБ, поскольку территориально остров Кильдин находится в приграничной зоне. При этом погранслужба не всем одобряет заявки на получение разрешения посетить острова. Нам одобрили. Мы пробыли на острове 5 суток. Все время выживали в заброшенных отсыревших строениях, бункерах, браконьерских укрытиях и квартирах охотников за металлом. Обо всем этом на нашем канале неоднократно рассказывал мой друг Максим, теперь настала моя очередь поделиться впечатлениями об одном из самых тяжелых походов, запомнившихся на всю жизнь.

Остров - как отдельный мир. Посреди заливов и Баренцева моря во времена Советского Союза он являлся стратегическим объектом с крупными военными базами, береговыми ракетными комплексами и жилыми городками. На сегодняшний день все эти базы заброшены, за исключением пары пограничных пунктов.

Мы приехали сюда с обычной для туриста целью: посмотреть на редчайшие военные сооружения, увидеть кладбища военной техники и просто насладиться природой Заполярья. В этом рассказе пойдет речь о том, как в первые сутки пребывания на необитаемом острове мы пытались найти безопасное место для отдыха и ночевки.

Когда нас выбросили на остров моряки, они предупредили, что находиться на острове в данный момент не безопасно, и чтобы мы смотрели в оба. На тот момент были точные данные, что на острове находится 5 медведей, пришедших на остров с Большой земли. Дикие звери, конечно, трусливые, но голодные, и могут обрадоваться людям и восполнить ими свой рацион. Для таких случаев у нас всегда имелся сигнал охотника, из которого мы периодически стреляли шумовыми и сигнальными зарядами. Громкие хлопки отпугивали зверей, если они находились поблизости. Возможно, на протяжении 5 дней они были рядом с нами, просто мы их не замечали.

После высадки в восточной части острова мы сходу приступили к осмотру заброшенных военных объектов. Карты памяти в фотоаппаратах забились за несколько часов. Мы были очень впечатлены таким количеством интересных мест. Столько брошенной военной техники и заброшенных военных бункеров за несколько часов я и мои товарищи не посещали никогда в жизни. Но усталость давала о себе знать. Отдых был жизненно необходим для дальнейшего передвижения и мы были вынуждены искать подходящее место для ночевки на острове, где кроме бурых медведей и нас никто не разгуливает.

Мы направились по грунтовой дороге, которой редко пользуются военные в целях подвоза дежурной смены. Вы не поверите, но фотографии были сделаны примерно в половину второго ночи! В летний сезон здесь всегда светло, как днем.

Очень поразила особенность заполярного климата, когда погода может поменяться за час несколько раз. Наглядный пример можно посмотреть на представленных ниже фотографиях в галерее. Разница в снимках - примерно 15-20 минут.

Где-то за два с половиной часа уже под утро мы дошли до заброшенного военного городка, где предстояло найти место для ночевки. При этом, кроме этого городка поблизости ничего не было, то есть это было самым лучшим местом для лагеря. Утром значительно похолодало из-за нависшего тумана, который, слава богу, рассосался и облегчил нам условия похода.

Мы шли по грунтовке и оглядывались по сторонам, бросая взгляд на заброшенные строения и искореженные железки, поскрипывающие от порывов холодного ветра. Все здесь похоже на другую вселенную, пережившую серьезный катаклизм, вынудивший всех все бросить и уйти навсегда. Но на деле - все забросили по простой причине: тяжелый кризис в 90-е годы.

В этот момент я испытал очень странное чувство, которое до этого не ощущал ни в одном подобном походе. Глядя на ржавый тягач и трехэтажный дом, мне показалось, что я здесь уже был. Хотя, по факту, я и мои друзья здесь впервые. Нет, это было не чувство "дежавю", которое длится не больше секунды, а что-то более сильное и непонятное. В тот момент нам показалось, что находимся тут очень долго. Все кажется очень знакомым: каждая мелочь, каждая ржавая железка - как родная. При этом было очень странное восприятие этого места. Нам казалось, что кроме этого острова больше ничего не существует, а воспоминания с Большой земли - это просто выдумки. Может быть, мы просто сильно устали? А может, тут такая энергетика? Жалко, что на эти вопросы мы никогда не получим ответа, но это чувство я не забуду никогда.

В этом доме раньше жили военные. Сейчас, как видно, для жилья он не пригоден. Выбитые окна, обшарпанный и разваливающийся фасад. Все мокрое. Но, не смотря на такую атмосферу, мне было комфортно здесь находиться.

Нас было три человека. Максим остался приглядывать за вещами. Я с Игорем отправился обследовать здание на предмет более-менее сухой комнаты для ночевки. Но увы, безрезультатно. Сильный сквозняк и повышенная влажность не позволили здесь разместиться. Проведя осмотр всех трех этажей и помещений, мы не нашли ничего подходящего и отправились к рядом стоящему кунгу, надеясь, что впишемся там.

Старый кунг оказался полной помойкой с битым стеклом и кастрюлями. Кто-то умудрился притащить сюда картридж для регенерации воздуха. Как видно на фотографии - место очень неуютное и три человека здесь не поместятся.

Внутри заброшенного кунга.
Внутри заброшенного кунга.

Нам ничего не оставалось, как вернуться в дом и еще раз поискать подходящее место.

Хочу подчеркнуть, что мы не забывали постреливать шумовыми и сигнальными патронами, разговаривали очень громко, когда расходились в разные стороны, сигнализировали другу перемещение громкими криками, по возможности громко шумели железками. Все это для того, чтобы отпугивать медведей.

В конце-концов мы решили разбить лагерь на лестничной клетке на третьем этаже дома. Самое сухое место, где не так сильно сквозит.

Совместно мы приступили к расчистке площадки, дабы установить палатки. Как видно на фото - весь мусор мы подметали досками и другими подручными плоскими предметами, найденными в доме.

Подметаем пол доской.
Подметаем пол доской.

В доме было намного холоднее, чем на улице, из-за сквозняков, созданных отсутствием стекла на окнах. Гвоздей и молотка у нас не было. Если бы знали, с чем придется столкнуться - взяли бы с собой. Кое-как Максим смог забаррикадировать окно фанерными листами и дверцами от шкафов. На эту процедуру ушло больше получаса. Доски постоянно вылетали и каждый раз укреплялись заново.

Закрываем окна от сквозняка.
Закрываем окна от сквозняка.

После подготовки лагеря мы сделали небольшое место для отдыха, где позавтракали и пообедали. Чтобы зверь не пошел на запах еды, мы очень громко слушали музыку через колонку.

Плотно позавтракав, мы отправились спать на третий этаж. Конструкция, блокирующая окно, снова развалилась от сквозняка. Палатки, стоящие в подъезде, раздувало ветром, как паруса. Сил что-то строить уже не было и мы завалились спать прямо вот так. Выставив будильник, менялись каждые 4 часа. Один человек у нас всегда был на стреме, изредка постреливая в окно сигнальными зарядами.

Это только рассказ про первую ночевку на острове. Это 1% из всех событий, случившихся на острове за 5 суток. За год мы уже опубликовали десятки статей с материалом из объектов острова. Рассказывали про найденные продовольственные склады, как ночевали в логове браконьеров и в заброшенном военном бункере. Все это и многое другое Вы можете найти, если перейдете на наш канал. В следующей публикации на тему острова я подробно покажу этот военный городок.

Спасибо за внимание!

Все наши материалы про поход на остров Кильдин Вы можете посмотреть в подборке:

Остров Кильдин | ComDig | Urban Exploration | Дзен