Современное искусство - пульс времени, его энергия. Неиссякаемый полёт человеческой фантазии, синтез наследия прошлого и устремления в будущее.
В могучем русском языке, к сожалению, есть только один термин - «современное искусство». Но это охват временного периода до 100 лет!..
Не очень-то для современности.
В английском языке этот же временной период охватывает термин “modern art”. А вот то, что действительно «современно» называют “contemporary art”.
Это тоже, конечно, условно. Но хотя бы понятно, какое время имеется в виду, в какой эре жил или живет художник.
Сегодня у нас в Хвилинке contemporary art.
Итак, Синтаро Охата (Shintaro Ohata) родился в 1975 г., художник из Хиросимы, Япония.
В России выставляется впервые. Да и за пределами Азии - это его первая выставка.
Он создаёт невиданные доселе объемные картины-инсталляции, такая живая композиция 3D / 2D. Микс такой неожиданный.
Без преувеличения, художник создал свой уникальный арт стиль: скульптурная инсталляция и живопись дополняют друг друга, создавая единый образ в пространстве. Художественный посыл от этого только усиливается, идёт вовлечение зрителя - тебя, стоящего у этого фантастически прекрасного застывшего кадра. Здесь никто не разговаривает, люди замирают, уходят в себя. Иммерсивное искусство. Разве что звука пока нет. Пока?!
Рассматривая работы Охата, невольно становишься участником какой-то визуальной игры, задуманной автором: синтез искусств и духа нашего бегущего времени. Наша каждодневная жизнь…
В Санкт-Петербурге представлено 24 работы художника, плод труда и созерцания десяти лет творчества.
Кропотливый скульптурный труд, на который, кажется, и способны только азиаты…
Многие детали композиции сделаны из папье-маше.
Скульптурные фигуры как бы выступают в реальный мир из написанных современными красками полотен. Крупные мазки. Настроение.
Картины - это уже всё-таки что-то вторичное здесь, декорация, антураж. А все вместе - оживший кадр немого кино…
…Я поймала себя на том, что захотелось присесть на корточки к девочке, стоящей под дождём и утешить ее. Спросить, не потерялась ли она? Нужна ли помощь? Иммерсивность - она и в этом. Эффект вовлечения. Эффект присутствия. В этом и есть сила искусства. Наш ресурс. Мой ресурс - точно.
А девочка эта смотрела на меня с потолка. Такой ракурс.
И, знаете, такой эффект неслучаен: Синтаро сам получал вдохновение, разглядывая рисованные задники из мира театра и кино. И нечто подобное, но уже в современных техниках, он воплотил в своих работах.
А ещё, он ведь учился всему сам, не в Арт академиях. Поэтому и стиль его такой уникальный, построенный на самости.
Синтаро Охата будто предлагает нам хотя бы на минутку остановиться в нашем сумасшедшем ритме мегаполисов, насладиться такими незамечаемыми в спешке «мелочами» жизни как - луч света, неожиданно и замысловато преломившегося на стене, косыми дождями пространства и дождинками на стене, порывом ветра, колеблющимся пламенем живой свечи… Или моментом чьего-то (или своего?) расставания?
Это значит, остановиться и прислушаться к себе. Медитация пришла к нам с Востока… Неслучайно.
Нежное сердце японца рефлектирует в каждом застывшем рукотворном кадре. Маленький человек, придавленный серыми бетонными небоскребами…
Нет, человек не боится этого нового каменного мира, он просто по-прежнему остаётся в нем маленьким, беззащитным, чувствующим и часто таким одиноким.
Сердце щемит: это ведь и о нас, это об истоках: мир начитается с детства…
Все можно пережить сначала?Пожалуй, и уйти с выставки японца в реальный мир - мир звукового «кино», но с таинственной улыбкой посвящённого, возможно, став чуточку внимательнее к себе и к тем, что стоят у стены под косым дождём.
А выставка Синтаро Охата так и называлась - "Место, где всё начинается".
Теперь понятно почему. Сочувствующее сердце.
(Фото автора с выставки художника Синтаро Охата (Shintaro Ohata) в музее Эрарта, Санкт-Петербург, сентябрь 2021)
©️Мила Тонбо 2021