На этой иллюстрации с уксусом в виде аллегорического изображения нарисованы основатели трех великих учений Древнего Китая. Эти три человека – Конфуций, Будда и Лао Цзы, сам же уксус символизирует Суть Жизни. У Конфуция выражение лица кислое, на лице Будды написана горечь, и только Лао Цзы улыбается. Конфуцию жизнь вообще представлялась довольно кислой. Он полагал, что связь времён прервалась и что жизнь, устроенная человеком на земле, не соответствует тому, что предначертано Небесами для всего сущего. Он считал необходимым чтить предков и соблюдать старинные обычаи и церемонии, во время которых император, Сын Неба, играл роль посредника между бесконечностью космоса и конечностью земного.
Конфуцианство выработало целую систему чрезвычайно сложных ритуалов на все случаи жизни; эти ритуалы складывались из тщательно рассчитанных жестов и шагов, точно отмеренного количества придворной музыки и строго определённых фраз, и речевых оборотов. До нас дошла поговорка, сложенная о Конфуции:
«Если циновка лежит неровно, Учитель не сядет на неё».
Это показывает, сколь неукоснительно конфуцианцы соблюдали установленный порядок.
Будда, второй из трёх мудрецов на картине, считал, что жизнь человека протекает в плену привязанностей и желаний, ведущих лишь к страданию, и не видел в ней ничего, кроме горечи. Мир, в представлении Будды, только и делает, что расставляет человеку ловушки, порождая у него иллюзии и доставляя ему, как и всему живому на земле, одни лишь бесконечные мучения. Покой можно найти, только «отряхнув прах этого мира» и достигнув Нирваны, что буквально означает «состояние безветрия». Буддизм, переселившись в Китай из родной Индии, претерпел существенные изменения благодаря глубоко укоренившемуся в душах китайцев оптимизму, и всё же наиболее последовательные буддисты считали, что горькие ветры повседневного существования служат непреодолимым препятствием на пути к Нирване.
С точки зрения Лао Цзы, естественная гармония, установленная изначально между Небесами и землёй, вполне достижима для любого человека в любой момент, и искать её следует не там, где указывал Конфуций. В своём труде Дао дэ Цзин Лао Цзы пишет, что земля является по сути отражением Небес и подчиняется общим законам, а не законам людей. Эти всеобщие законы управляют и ходом далёких небесных светил, и жизнью птиц в лесу или рыб в океане. Согласно Лао Цзы, чем активнее человек вмешивается в предустановленное природой равновесие, тем дальше он от желаемой гармонии. Чем больше принуждения, тем больше беспорядка. Во всем сущем – будь оно тяжёлым или лёгким, быстрым или медленным, влажным или сухим – заложена его собственная Внутренняя природа, которую нельзя изменить насильно, не причинив ей вреда. Если попытаться ей навязать извне произвольные абстрактные правила, это вызовет лишь неизбежное сопротивление.
Три «Великих няньки» Китая: конфуцианство, буддизм и даосизм – сформировали специфическую культуру, важное место в которой занимали знания. Именно это сделало Китай страной мудрости. Как это произошло, и всё ли было так радужно – в этом мы попробуем сегодня разобраться.
Древнейшее в истории Китая государство Шан (впоследствии оно называлось Шан-Инь) сформировалось несколько позже, чем ранние цивилизации Месопотамии, Египта и Индии – к середине 2-ого тысячелетия до н.э. в долине Жёлтой реки – Хуанхэ. Сформировалось это государство, естественно, не на пустом месте: в течении многих тысячелетий в бассейне реки Хуанхэ происходили тесные контакты между различными популяциями людей большой монголоидной расы. В этом процессе меньшую роль играли представители австралоидной расы и совсем незначительную – европеоиды. Южные монголоиды находились в большем контакте с австралоидами и полинезийцами. На северо-востоке в этом взаимодействии принимали участие монголоиды Центральной Азии и Сибири. В этом «плавильном котле» к середине I-ого тысячелетия сложился древнекитайский этнос Хуася.
В истории Китая выделяют несколько основных периодов:
- Период Шан-Инь (XVII – XI вв. до н.э.) формирование первого в истории Китая раннеклассового общества и государства Шан (с XII в. до н.э. - Инь): в V тысячелетии до н.э. началась миграция населения с юга Китая вдоль реки Цзялинцзян, через хребет Циньлин в долину реки Вэйхэ, при этом автохтонное население было ассимилировано. Пришедшие племена занимались пойменным земледелием и говорили на сино-тибетских языках. Отмечено, что инцы выращивали наряду с чумизой как основной культурой ещё и рис, умели делать из зерна вино и разводили шелковичных червей. В IV тысячелетии культура резко расширяет свой ареал: на востоке взаимодействие культуры Баньпо с культурой Циньванчжай (Луншань) приводит к появлению государства Инь (примерно II тысячелетие до н.э.). На западе, в верховьях Хуанхэ, в III тысячелетии до н.э. бытовала культура Мацзяяо, которая явилась основой для развития некитайского племени Жун. Иньское государство процветало в течение 300 лет вплоть до чжоусского нашествия.
- Период Чжоу (XI – III вв. до н.э.): после завоевания великого города Шан, столицы Инского государства, чжоусскими племенами на территории Инского государства возникло множество мелких самостоятельных государств.
- Переод империи Цинь (221 – 207 гг. до н.э.) – разрозненные государства впервые были объединены в единую империю. В этот период по велению первого легендарного китайского императора Цинь Ши-Хуан-Ди началось сооружение Великой китайской стены.
- Период империи Хань (206 г. до н.э. – III в н.э.) – время наивысшего расцвета Древнего Китая; принятие законов империи и установление конфуцианства в качестве единой государственной идеологии. В период с IIIв. н.э. в Китае впервые в истории человечества формируются феодальные отношения, которые просуществуют тут до XX века.
Значительным прогрессом в естествознании, несвойственным остальным культурам древнего мира, Древний Китай обязан самобытной китайской философии. Философские учения Древнего Китая прошли длинный путь развития от культа природы (горы, Земля, Солнце, Луна и планеты) через сложные религиозно-философские системы (Конфуцианство и Даосизм) – до философии стихийного материализма (натурфилософии), которая сформировалась в Китае к середине I-ого тысячелетия до н.э. и получила развитие в трудах китайских учёных древних империй.
Традиционная китайская философия изложена в анонимном натурфилософском трактате IV – III вв. до н.э. «Си ци чжуань» и заключается она в следующем: единая и изначальная материя тайцзи порождает две противоположенные субстанции – ян и инь, которые едины и неделимы.
Символ Инь-Ян так называемый «Великий передел»
Темная половина обозначает женскую силу – Инь, светлая – мужскую – Ян. При внимательном наблюдении за миром природы становится ясно, что всё в ней устроено целесообразно и рассчитано на успешный результат – включая и то, что, с точки зрения некоторых людей, является «плохим». Но, если человек хочет понять принципы устройства всего сущего, нужно воспринимать его не «плохим» или «хорошим», а таким, какое оно есть. Но это не значит, что нужно отбросить мораль и здравый смысл.
Для иллюстрации этого принципа существует древнекитайская притча:
«Много веков назад китайская императрица Си Лин-Чу услышала однажды жалобы придворных, что какие-то червяки или гусеницы поедают листья шелковицы в императорском саду. Императрица решила проверить, в чём дело. Она долго наблюдала за тем, как личинки плетут свои коконы из прочных блестящих нитей, и ей пришла в голову мысль, что эти нити можно извлечь из кокона и спрясти ткань. Так появился шёлк».
Миром природы управляла в основном женская половина – Лао Цзы называл её «Матерью десяти тысяч вещей». Она была мягкой, как текущая вода, и щедрой, как плодородная долина, кормящая всех, кому довелось в ней оказаться. Она скрыта от глаз, едва уловима и таинственна, как пейзаж, смутно вырисовывающийся в тумане. Она не занимает ничью сторону, никому не отдаёт предпочтения. На её решение нельзя повлиять, ни принося ей жертвы и выполняя установленных ритуалов. Верша справедливость, она, как и во всех остальных случаях, действует лёгким прикосновением, невидимой рукой. По выражению Лао Цзы, «в сети Небес крупные ячейки, но они ничего не пропускают». Чужда какого-либо высокомерия и самовлюблённости, она доверяет самые потаённые секреты не правительственным чиновникам, напыщенным академикам или богатым землевладельцам, а нищим монахам, детям, животным и простакам. Если и можно говорить о её предрасположенности к кому-либо, то разве что ко всему скромному, слабому и маленькому. Надо сказать, что даосизм всегда с большой симпатией относился ко всем ущемлённым группам. В традиционном китайском обществе, где доминировало конфуцианство, животных рассматривали лишь как пищу, объект жертвоприношения или тягловую силу, а женщины, дети и бедняки были угнетёнными группами. Бедняки, угнетаемые жадными торговцами, землевладельцами и правительственными чиновниками, находились на нижней ступени конфуцианской социальной лестницы, а точнее говоря, вообще где-то под ней. Женщины, даже из богатых семей – впрочем, из богатых семей в первую очередь – жили ненамного лучше, ибо у конфуцианцев были приняты браки по расчёту, многожёнство, перевязывание ног (а фактически их переламывание) и прочие обычаи, настолько подавляющие женщину, что нашим современникам трудно даже представить это себе.
В представлении железных конфуцианцев, дети существовали на свете исключительно для продолжения рода, должны были во всем беспрекословно подчиняться своим родителям и заботиться о них, когда они состарятся, а каких-либо собственных интересов, идей и идеалов у них быть не могло. По конфуцианским законам, отец имел право убить сына, который ослушался или как-то скомпрометировал его, поскольку такое поведение считалось преступным.
Даосизм, в противоположность этому, считает, что уважения надо добиваться, и, если сам отец семейства ведёт себя совершенно не допустимо, семья в праве восстать против него. Это в равной степени относилось и к императору с его «семьей», то есть подданными: народ имеет право скинуть жестокого тирана с трона. Высшие государственные чиновники-конфуцианцы жили в постоянном страхе перед тайными обществами даосского и буддийского толка, которые готовы были встать на защиту угнетённых, когда условия их жизни становились невыносимыми, что происходило очень часто.
Взаимодействие и борьба (взаимное порождение и преодоление) инь и ян порождает пять стихий: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает всё многообразие материального мира, включая человека.
Одним из самых выдающихся мыслителей Древнего Китая был один из крупнейших материалистов древности философ и врач Ван Чун, автор полемического трактата «Лунь хэн» - «Критические суждения», в котором он признавал единство, вечность и материальность мира, развивал учение о «зернистом» (атомистическом) строении вещества, боролся с суевериями, предрассудками своего времени, выступал против конфуцианского культа предков:
«Мертвые не превращаются в духов, не обладают способностью к познанию и не могут приносить людям вред,»
- и даосских идей бессмертия:
«Среди существ, несущих кровь в венах, нет таких, которые не умирали бы».
Ван Чун не признавал мистическую интуицию и отрицал врождённое знание:
«Среди существ, рождённых Небом и Землёй, человек является наиболее ценным, и эта ценность определяется его способностью к знанию.»
Эти особенности культуры Древнего Китая на много столетий определили вектор развития цивилизации. Но, несмотря на значительный прогресс в понимании природы, древнекитайская цивилизация оставалась земледельческой, а это, в конечном итоге, приводило к необходимости в составлении календаря и систем исчисления времени, что в свою очередь, потребовало от древних исследователей длительных и тщательных астрономических наблюдений.
Уже в инском календаре основной единицей исчисления времени была декада, дни которой обозначали знаками десятичного и двенадцатеричного циклов. Все месяцы состояли из 30 дней. Сначала применялись описательный способ обозначения декад и времён года с указанием на обычай (охоту, ритуалы и другие занятия). С возрастанием роли сельского хозяйства появились понятия календарного месяца и года. Ввели вставочные дни, «малые» месяцы стали по 29 дней, «большие» по 30 дней, и от лунного года, которым пользовались в палеолите, перешли к солнечному, продолжительность которого была равна 365 стукам. Астрономические наблюдения с помощью самых простых инструментов сводились к определению середины лета по прохождении Дахо (α Скорпиона, или Антарес) через меридиан сразу после захода солнца. Середина зимы определялась по звезде Цан, появившейся сразу после захода солнца на востоке неба.
Особое внимание древние астрономы уделяли разработке теории устройства Вселенной. В настоящее время известны две основные теории: теория «гай-тянь» («неба-покрывала»), она же теория чжоу-би, учение о строении Вселенной, распространённое среди астрономов эпохи Хань. Форму неба они представляли в виде покрывала, как у повозки, а землю – расположенной под ним. Эта гипотеза строения земли и неба предполагала взаимную параллельность поверхности земли и неба: или обе плоские, или обе выпуклые. Такое предположение позволяло применить методы измерений, принятые в древней астрономии.
Другая теория – «хуньтянь» (хунь – хаос, муть), которая состояла из предположения, что небо круглое и конечное, внутри него, в центре, находится земля. Однако обе теории полностью не могли удовлетворить учёных.
Сумма астрономических знаний к началу новой эры была значительна. Звёздное небо было досконально изучено. В IV в. уже имелся каталог 800 звёзд, небо было разделено на созвездия. Были выделены 28 зодиакальных созвездий, определявших видимое движение солнца, были разработаны и внедрены в практику понятия экватора и эклиптики, определяли летнее и зимнее солнцестояние и дни весеннего и осеннего равноденствия, знали о прецессии равноденствий, довольно точно определяли продолжительность тропического года, наблюдали кометы и солнечные пятна, солнечные и лунные затмения.
Были вычислены периоды обращения планет Марса, Юпитера и Сатурна – синодические периоды обращения планет в сутках и звёздные периоды обращения в годах. Полный оборот Юпитера составляет 11,86 года. В 365 году до н.э. было предложено ввести календарь по Юпитеру (12-ричная система исчисления), который известен нам и сейчас – цикл из 12 лет, каждому году в котором присвоен знак определённого животного. А пять таких циклов составляют «китайский» век – 60 лет.
Древний Китай, считается одной из родин химии. Как самостоятельная область естественнонаучного знания химия возникает приблизительно в IV – III вв. до н.э. Как и другие естественные науки, химия была тесно связана с даосизмом – религиозно-философским учением о внешней и внутренней трансмутации. Едва возникнув, химия разделилась на два направления: внутреннюю, или нейдан, которая предполагала владение особыми техниками накопления энергии и медитации и ставило своей целью достижение бессмертия, и внешнюю – сугубо практическую область, которая занималась производством эликсиров из металлов и минералов и превращением металлов друг в друга.
Эта область естественнонаучного знания тесно смыкалась с зачатками фармакологии, которая в Древнем Китае достигла высокого совершенства. Из народной медицины в мировую научную практику вошли многие продукты животного происхождения: панты оленей, печень и желатин; минералы – железо, ртуть, сера; и растения: женьшень, лимонник, камфара, чай, ревень, смола, полынь. История о том, как полынь из народной медицины попала в научную практику, заслуживает отдельного рассказа.
Шёл 1971 год. Сосед Китая – Вьетнам – ведёт на своей территории тяжёлую и кровопролитную борьбу с американскими интервентами. Солдаты северного Вьетнама несут потери не только от пуль, снарядов и напалма, но и от тропической малярии. В рамках помощи вьетнамским товарищам, в Китае открывается секретный проект 523 по поискам и разработке новых средств от малярии. Одной из участниц проекта становится молодая фармаколог Ту Юю.
До начала работы над проектом она закончила факультет фармакологии Пекинского Медицинского института и несколько лет проработала в институте традиционной китайской медицины. Надо отметить, что этот институт был создан по распоряжению председателя китайской компартии Мао Цзедуна, который являлся большим почитателем древних знаний своей родины.
Изучив более 200 древних трактатов, Ту Юю собрала упоминания о растениях, обладавших антипаразитными свойствами. Таких рецептов набралось 640, из которых было приготовлено 380 экстрактов. Наступил длительный этап кропотливой работы по исследованию свойств этих экстарактов. Казалось, что работе не будет конца, но наконец исследователям улыбнулась удача: один из растворов показал эффективность против малярии, с которой не могло поспорить не одно из лекарственных средств, существовавших на тот момент. В состав этого раствора входила полынь. Следующим этапом работы было выделить действующее вещество, однако тут исследователей ждала неудача. При традиционных методах выделения и разделения активных веществ ни одно из них не показывало нужных свойств. И снова Ту Юю погрузилась в изучение древних трактатов, ответ она нашла в трактате Гэ Хуана «Чжоухоу бэйцзифан» («Предписания для неотложной помощи»). Выяснилось, что рецепт, в котором использовалась полынь, рекомендует не проводить экстракцию или делать отвар, а изготавливать настой на чистой холодной воде. И только после того, как всё было проделано по рецепту более чем двухтысячелетней давности, исследователи смогли выделить искомый продукт – им оказался артемизин. Впоследствии химики проделали большую работу и получили ещё более эффективные полусинтетические препараты. Потребовалось ещё 53 года, прежде чем мировое сообщество по заслугам оценило труд Ту Юю – в 2015 году ей была вручена Нобелевская премия в области медицины и физиологии. Вот почему важно изучать древние медицинские манускрипты: кто знает, ответы на какие вопросы сокрыты на страницах истлевших папирусов и пергаментов.
Но вернёмся в Древний Китай. Основными источниками изучения традиционного искусства врачевания Древнего Китая являются памятники медицинской письменности, летописи и данные археологии. Так, в одном из ханьских погребений конца II в. до н.э. обнаружены рукописи медицинских сочинений, которые содержат 280 предписаний для лечения 52 болезней (в том числе лихорадки, нервных расстройств, грыж, женских и детских болезней). Первой дошедшей до нас китайской «фармакопеей» является «Книга лекарственных средств Шень Нуна» - «Шень нун бэн цао цзин», составленная между II в. до н.э. и II в. н.э. и ставшая основой для всех последующих китайских фармакопей. Её автор Шень Нун собрал более 300 прописей простых и сложных лекарственных средств, используемых в то время в Китае.
Старейшим из дошедших до нас медицинских трактатов древнего Китая является трактат «Хуанда Нэй цзин» - «Трактат жёлтого императора о внутреннем». Составлен он в виде диалога между легендарным императором Хуанди, который задаёт вопросы, и его придворным мудрецом, и врачевателем Ци-Бо, который на них отвечает. К сожалению, автор трактата неизвестен, вероятно, длительное время он передавался в устной традиции и был оформлен в виде единого свода в III в н.э. Ряд исследователей предполагает, что трактат является результатом коллективного творчества многих авторов периода с V – I вв. до н.э. В I в. н.э. трактат был разделён на 18 книг. В девяти первых – «Су вэнь» - «Простые вопросы» излагаются представления о структуре и жизнедеятельности организма в тесной связи с природой и Вселенной, способы распознавания симптомов и лечения отдельных болезней. В девяти последних книгах «Лин Шу» - «Чудесные точки», описывается метод чжень-цзю.
Представление о болезни, в древнем Китае, базировалось теории взаимодействия инь и ян и пяти стихий – у син, следствием их гармоничного взаимодействия являлось здоровье. А различные нарушения их взаимодействий объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две основные группы: синдромы избытка – ян-синдромы и синдромы недостатка – инь-синдромы.
Особое значение китайские врачеватели уделяли диагностике. При постановке диагноза использовалось четыре основых метода обследования – сы-чжэнь:
- Осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного – ван.
2. Прослушивание звуков, возникающих в теле человека и определение его запахов – вэнь.
3. Подробный расспрос больного – вень.
4. Ощупывание – че, которое включает исследование пульса и давление на активные точки.
Удивительно, но методы диагностики, которые применяли врачи классического периода Греции V – VI вв. до н.э., в значительной мере схожи с перечисленными выше, да и современная пропедевтика внутренних болезней по своему принципиальному подходу мало чем отличается.
В уже упоминавшемся трактате «Нэй цзин» говорится, что врач, искусный в постановке диагноза, с серьёзной внимательностью изучит состояние пяти органов-цзан и шести органов-фу, определит прямую и обратную последовательность циркуляции, уточнит отношения между субстанциями инь и ян, между поверхностным и глубинными уровнями, между мужским и женским началами.
Вершиной искусства диагностики Древнего Китая стало учение о пульсе:
«Умеющий ставить диагноз изучает цвет, щупает пульс, в первую очередь различая, действия субстанций инь и ян, исследует чистое и мутное и устанавливает, в какой части тела локализуется болезнь…»
Китайские врачеватели исследовали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 характеристик пульса, из них основными считались 10: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряжённый, постепенный. В результате длительных наблюдений за пульсом китайские врачи пришли к заключению о том, что каждый орган и каждый процесс в организме имеют своё выражение на периферии. Древний метод пульсовой диагностики постоянно совершенствовался многими поколениями врачей и со временем превратился в стройное учение. Наиболее полное изложение этой методики можно найти в трактате врача III в. н.э. Ван Шухэ «Мо цзин» («Трактат о пульсе»). Это сочинение стало одним из основных и фундаментальных трудов традиционных методик врачевания.
Но не только диагностикой славились врачи древнего Китая. Традиционная китайская медицина носит название Чжэнь-Цзю (Чжэнь – иглоукалывание, цзю – прижигание), и включает в себя, помимо уже названой акупунктуры и прижиганий, систему дыхательных упражнений Ци-гун и точечный массаж – ань-мо.
ВНИМАНИЕ! ВСЕ ОПИСАННОЕ НИЖЕ ОТНОСИТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО К ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ, МЫ НЕ БЕРЁМСЯ ДОКАЗЫВАТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТОГО ИЛИ ИНОГО МЕТОДА ЛЕЧЕНИЯ! БОЛЕЕ ТОГО, ЕСЛИ ЧТО-ТО БЫЛО ЭФФЕКТИВНО НЕСКОЛЬКО ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД - ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ЭТО БУДЕТ ЭФФЕКТИВНО СЕГОДНЯ. ЛЕЧИТЕСЬ ПО СОВЕТАМ ВРАЧЕЙ В ПРОФИЛЬНЫХ МЕДУЧЕРЕЖДЕНИЯХ, А НЕ НА ЯНДЕКС ДЗЭНЕ!
Самые ранние письменные свидетельства о методике акупунктуры можно найти в «Исторических записках» Сыма Цяня и труде «Цзо чжуань», который составил Цзо Чиу Мин. Сама методика уходит своими корнями в глубокую древность, когда в Восточном Китае было замечено, что уколы, порезы или ранения в определённых точках тела приводят к выздоровлению от некоторых заболеваний. На основании многолетних наблюдений философы и врачеватели Древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов, и каналов циркуляции жизненной энергии ци.
Они полагали, что, вводя иглы в эти «жизненные точки», можно восстановить циркуляцию ци по меридианам и восстановит нарушенное равновесие инь-ян: начало ян выходит, чрез прокол, из тела больного в случае его избытка или входит в тело, в случае недостатка. Таким образом равновесие восстанавливается, и болезнь уходит. С развитием метода появилась специализация игл и их деление на виды. Описано девять основных разновидностей игл (каменных и металлических): игла с наконечником для поверхностного укалывания, закругленная игла для массажа, тупая игла для постукивания и давления, острая трёхгранная игла для прокола вены, саблеобразная игла для удаления гноя, острая круглая игла для быстрого введения, нитевидная игла, длинная игла для прокола в области толстых мышц, большая игла для лечения сустава.
Помимо прокола иглами, получил широкое распространение метод прижигания «жизненных точек» тлеющими сигаретами, т.е. тепловым воздействием. Сигареты начиняют сухими травами, наиболее часто – листьями растения мокса (полынь обыкновенная). Причём эффективность сигарет возрастает с длительностью их хранения – так, для лечения болезни, которая длиться семь лет, рекомендуется использовать сигареты, приготовленные три года назад.
Строение человеческого тела также воспринималось сквозь призму учения о инь-ян. Каждый орган тела соотносился с субстанциями инь или ян. Так, субстанции инь соответствуют пять паренхиматозных органов-цзан – печень, сердце, селезёнка, лёгкие и почки. Они выполняют функцию «сохранения» и не отдают «хранящееся в себе вещество». Субстанции ян соответствуют шесть полых органов-фу – желчный пузырь, желудок, толстая кишка, тонкая кишка, три обогревателя и мочевой пузырь. Эти органы постоянно опорожняются и ничего в себе не сохраняют.
Понятие «три обогревателя» подразумевает систему поддержания тепла, которое зависит от дыхания, пищеварения и мочеотделения. К сожалению, традиционная китайская философия способствовала прогрессу не всех медицинских знаний. Так, после утверждения конфуцианства в качестве официального религиозно-философского учения анатомирование тел было запрещено.
Согласно конфуцианскому учению, тело, которое человек получает от своих родителей, нельзя уродовать после смерти – его надлежало вернуть родителям в целости и сохранности. Эта традиция просуществовала много веков, вплоть до китайской революции, поэтому вскрытия проводили крайне редко и тайно. Сохранившиеся анатомические рисунки свидетельствуют о том, что анатомические знания древних китайцев были значительно ниже аналогичных представлений древних индийцев, и часто носили символических характер.
Тем не менее это не помешало прогрессу хирургии. Крупнейшим хирургом Древнего Китая считается Хуа То (110 – 208 гг.), который прославился как искусный диагност, знаток чжэнь-цзю и изобретатель анестезии (при помощи акупунктуры и лекарственных настоев). К сожалению, оригинальный трактат Хуа То не сохранился, но синхронные источники с большим почтением сообщают об успешном лечении травм, переломов и операциях на черепе. Грудной и брюшной полостях. В одном из таких источников можно встретить случай выздоровления больного после того, как Хуа То удалил пациенту часть селезёнки.
Хуа То был современником Галена, и его труды могли бы составить достойную конкуренцию великому античному хирургу и анатому. Особого упоминания заслуживает метод вариоляции, независимо от индийцев, разработанный древнекитайскими врачевателями. Так, по преданию, в XII в до н.э. с целью предотвращения заболевания натуральной оспой во время эпидемии врачеватели пытались остановить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных папул (девочкам – в правую ноздрю, мальчикам – в левую). История не сохранила данных об эффективности данной методики, но, учитывая что этот способ с некоторыми модификациями применяли до XIX века, можно предположить достаточно высокую эффективность такого способа профилактики.
Многие достижения традиционной китайской медицины - такие как исследование пульса за две тысячи лет до открытия Гарвея, обезболивание за два столетия до нашей эры, вариоляция почти за два тысячелетия до Дженера – показывают, что по ряду позиций древняя китайская медицина имеет важные приоритеты в истории науки. Но что же позволило китайским исследователям подняться на такую невиданную для прочих древних цивилизация высоту?
Богатство философской мысли сказалось, по-видимому, на развитии любой отрасли знания: можно проследить их влияние как по астрономии, так и по медицине и сельскому хозяйству. Учение Конфуция, создающее культ знаний и образованности, учение о Дао, которое стимулировало познавать природу абстрактных понятий, и прагматизм легистов направлял на путь прикладной науки. Логики из школы Мо цзы и софисты (Гунсун Лунь, Чжун Цзы и другие) побуждали осмыслить тонкие и спорные места в исследовании понятий природы, развивать, накапливать и передавать знания в течении тысячелетий.
Сообщество автора - Фанерозой