Гидравлические системы имеют склонность к одному неприятному недугу - попаданию в линию воздуха и образование внутри воздушных пробок. Вероятно, вам доводилось слышать от автослесаря, что система завоздушилась или слышать от сантехника, что батареи холодные из-за воздушной пробки. Всё это последствия неправильной работы системы из-за появления в магистралях воздуха или воздушных пузырьков.
Проблема относится ко всем без исключения гидравлическим системам, будь-то гидравлические тормоза или водопровод и является спецификой физики таких конструкций.
Процесс заключается в том, что внутри трубы или гидролинии появляется воздушный пузырь. Это может быть маленький пузырек воздуха, который особенно-таки и не окажет влияния на работу или огромный пузырь размером пару метров (в случае системы отопления).
Воздух попадает внутрь закрытой системы самыми разными способами. Самый распространённый - неправильно обслуживание. Например, если мы будем заливать бочок для тормозной жидкости слишком быстро и под неправильным углом, то воздух, находящейся в системе, будет изолирован от внешней среды герметичным слоем жидкости и выходить ему будет некуда. Мы просто зальем пустое пространство сверху. И тут важно отметить, что человеку свойственно рассуждать совсем некорректно. Большинство из нас предполагают, что если емкость пустая, то в ней ничего нет. На самом деле, в ней есть воздух. Этот воздух тоже будет сжиматься и образовывать физическое тело, занимающее объем системы. Про этот процесс я подробно рассказывал в своей книге Властелин Механики.
Следующий пример - это неправильный запуск системы. Так, водопроводная вода при поступлении в трубы должна выдавить воздух при попадании, но если не открыть кран на обратной стороне системы, то вода просто упрется в воздух. При этом давление в системе будет соответствовать нормам. Такую пробку можно выдавить, если слить всю систему и залить с открытым сапуном.
Есть и более экстравагантные ситуации. Например, если тормозуха растворит муравья, случайно попавшего в гидролинию, то образуется пузырик с газом. Процесс будет эквивалентен описанным ранее.
Опасность подобных аварийных схем работы можно и не раскрывать.
Если пузырек воздуха попадет в гидролинию тормозной системы, то при нажатии на педаль, жидкость вместо того, чтобы передавать своё нажатие на поршень в суппорте, будет растрачивать приложенную силу на сжатие воздуха. В итоге тормоза перестанут тормозить. Нажал на педаль, а колодки не сжались.
В случае систем отопления - может получиться такая схема, что пузырь окажется именно в том месте, где стоит радиатор отопления и греться всё будет ровно до этого места. На первый взгляд пузырь выдавится в цикле работы, но не так всё просто. Ведь батарей много и схема подключения предполагает независимое снабжение каждой из линий. В итоге, если одна из линий закупорилась, то вода обойдет это место по соседней линии.
Если речь идёт о системах, в которых постоянно нагнетается давление, то попадание пузыря воздуха в насос может угробить этот насос. Он начнет качать воздух и перегреется.
Примеров подобных сбоев может быть очень и очень много.
Казалось бы, воздух должен раствориться в окружающей жидкости. В общем-то, так оно и случится, но этак через годик. На деле же получается очень интересная петрушка, которую мы разобрали выше.
------------
Обязательно оцените статью лайком и подпишитесь на проект! Это очень важно для развития канала. Виноваты странные алгоритмы Дзена!
-------------
Советую также прочитать на нашем канале:
-----