… Ей уже 34, она все еще не замужем. Однако за ней трогательно ухаживает инженер Франсуа Тюссо, и может быть, она ответит ему взаимностью. Пора, пора наконец зажить нормальной жизнью.
Ненормальная жизнь Мари Гросхольц
Именно эта звучная фамилия по праву должна была красоваться у входа в один из самых знаменитых лондонских музеев. Но «королева воска» решила иначе, хотя вольна была делать выбор. Гросхольцы – род потомственных палачей. Не это ль ее остановило? Вряд ли: девушка, которая делала посмертные восковые маски жертв режима якобинцев¸ а еще свежеказненного Робеспьера, свежеубитого Марата, не смущалась от того, что носит фамилию мастеров заплечных дел.
Правда, на заре карьеры она тряслась от ужаса и падала в обморок – особенно когда ее дяде (по другим сведениям отцу), скульптору Курциусу, именем революции приказали снять слепок с отрубленной головы Людовика XVI. Мари до революции девять лет жила в Версале, давала уроки лепки сестре короля и считала монарха милым увальнем, которым вертит как хочет его ветреная супруга. Филипп Курциус ждал от племянницы подмоги в трудной работенке, а та, увидев королевскую голову, хлопнулась оземь. Пришлось справляться в одиночку. Через девять месяцев Филипп, кряхтя, трудился над восковой головой Марии-Антуанетты – однако молва приписала эту работу его племяннице Мари.
А вот с бюстом убитого Марата она в самом деле справилась сама. Между тем, ее ждало главное в жизни испытание.
Живя в Версале, юная Мари закрутила роман с импозантным графом Лароком. Вряд ли она рассчитывала на предложение руки и сердца, зато время коротала чудесно. После революции их разбросало по разным дорогам, но граф иногда наведывался в мастерскую Курциуса. Увы, на пару минут… Наконец и он попался в лапы якобинцам; вне себя от горя Мари узнала о скорой казни Ларока.
Она выпросила у палача голову и тело возлюбленного; отдельно сделала восковые копии того и другого. Себе на память. Видимо, с той бессонной ночи она уже не боялась никого и ничего. Палачи охотно давали на время девице из уважаемого семейства Гросхольц снесенные с плеч головы роялистов, а потом и якобинцев. Салон мсье Курциуса процветал.
Превращение в мадам Тюссо
… Поначалу Мари купалась в любви и обожании Франсуа, но очень скоро все переменилось. То ли профессия жены давила инженеру на психику, то ли он от природы не отличался благонравием, но пустился Франсуа Тюссо во все тяжкие: пил, гулял, играл и проигрывал все деньги, что зарабатывала жена. Она терпела его выходки семь лет, а после положила на стол в гостиной записку: «Отправилась в Лондон по делам. Не жди, вернусь не скоро». Подхватила одного из двух сыновей и укатила в Англию. Вместе с ней уехала и ее богатая коллекция восковых фигур.
Поначалу Мари не собиралась оставаться в Англии, но Франция оказалась под Бонапартом, и мадам Тюссо не могла туда вернуться. Что на самом деле странно: в 1793-м мадемуазель Гросхольц как роялистку бросили в тюрьму, позже там оказалась и Жозефина Богарне, будущая жена Наполеона. Девушки, между прочим, подружились. Но почему-то Мари не воспользовалась связями на высшем уровне.
Ей было уже 74, когда она открыла постоянную экспозицию своих работ на Бейкер-стрит (заходил ли туда Холмс? Надо справиться у Конан Дойля). Там была комната ужасов, куда пускали только избранных, за дополнительную плату: предприимчивая мадам давно поняла, как зарабатывать на сенсациях, и талантливо нагоняла страху на зрителей. Хотите знаменитых убийц прямо с орудиями их преступлений? Нате. Публика обожала ее музей и валила валом: поначалу лепка из воска считалась простеньким ремеслом, заменой живописи для бедных; мадам Тюссо превратила ее в высокое искусство – заодно сама прославилась в веках.
И по иронии судьбы прославила фамилию экс-супруга. Никчемного, пустого человека с дурными наклонностями. Так что будете в Лондоне, окажетесь у входа в знаменитый музей, прочтете надпись на фасаде – вспомните слабохарактерного беднягу Тюссо, который увял где-то, но оставил цвести свою фамилию. А потом, затаив дыхание, шагните внутрь. Я вам уже завидую…
Автор – Марина Туманова
На обложке: https://www.kontainer.su/wp-content/uploads/2017/04/0.jpg