Найти тему
6000 миль до Голливуда

Северный бастион

Оглавление

Пули над Марселем. Жесткий драматический триллер на основе реальных событий.

(BAC Nord, 2020, Франция)

Наверное, ещё пара-тройка таких фильмов, и можно будет создавать целый поджанр: марсельский криминальный боевик. "Борсалино", "Французский связной 1-2", "Однажды в Марселе", "L'immortel" с Жаном Рено, "Французский транзит", прошлогодний "Rogue City" - это так, на самую быструю вскидку. Если же покопаться, уверен, найдутся еще, включая сериалы.
И вот сегодня их полку́ вновь прибыло.

Во Франции так любят снимать кино про лютый бандитский Марсель, что даже удивительно, как туда еще ездят туристы.
Во Франции так любят снимать кино про лютый бандитский Марсель, что даже удивительно, как туда еще ездят туристы.

Встречайте: как его поэтически нарекли в России - "Северный бастион"! Кино Седрика Хименеса, тоже четко выдержанное в "криминально-марсельских" традициях. И вдобавок крайне злободневное, "на основе реальных событий".

Жаль, но идея разделить его сюжет на две главы - лето и осень 2012-го - сбила бодрый темп его повествования, пускай в реальности эта история якобы так и развивалась.
Ладно хоть первая, наиболее интересная и драйвовая глава занимает три четверти 105-минутной картины, отчего вторая, надрывно-драматическая, в принципе не напрягает.
Хотя стойкий осадочек, что развязку и финал попросту "слили", все равно остается. Ибо слишком уж плохо стыкуются крутейшая первая часть и унылая вторая.

И все-таки играть крутых быковатых мужиков Жилю Леллушу идёт гораздо больше, чем всяких недотёп.
И все-таки играть крутых быковатых мужиков Жилю Леллушу идёт гораздо больше, чем всяких недотёп.

Надо отдать Хименесу должное: да, видно, что он симпатизирует главным героям, копам (назовем их на американский манер) Грегори, Ясину и Антуану, но показывать их безгрешными рыцарями правопорядка он тоже не стал. Все они слишком измазаны "улицей", чтобы остаться чистенькими и благородными. Плюс не шибко умны, раз не предвидели, что надо вести себя осторожнее. И что вся их теневая движуха обернется для них однажды цветочками, резко переходящими в ягодки.

Зато "бедненьких несчастных" обитателей гетто Хименес демонстрирует уже без малейшего сострадания. Примерно как озверелых зомби в хоррорах. С той лишь разницей, что местные "ходячие" орут не переставая и выглядят посвежее.
Так же как начальство копов выставлено лицемерными трусами. Хорошая антиреклама полицейской службы, ничего не скажешь: не доверяй даже командованию, ибо оно-то тебя первое и сдаст со всеми потрохами.

Ну а между строк фильма читается явный привет нынешней социальной политике Франции: смотрите, мсье чиновники - вашими гуманными стараниями уже пол-Марселя превратилось в филиал какого-нибудь Эквадора! Причем в некоторые районы полиция даже носа не кажет. Потому что у бандитов там, оказывается, сегодня больше прав, чем у тех, кому по долгу службы положено искоренять уголовную нечисть.
Парадокс, но это уже не фантастика-антиутопия, а вполне объективный факт. Причем всё идет к тому, что дальше будет только хуже и хуже.

Обычная картина в гетто Марселя: пухнущий от голода, но высокодуховный юноша (слева) спрашивает у двух полицейских, как пройти в оперный театр.
Обычная картина в гетто Марселя: пухнущий от голода, но высокодуховный юноша (слева) спрашивает у двух полицейских, как пройти в оперный театр.

Что же касательно сюжета, то в нём - обычная полицейская рутина тех, кто каждый день работает в криминальных районах. Со всеми присущими ей ситуациями повышенной остросюжетности. То бишь от ловли карманника до целых баталий между копами и "невинными детишками" с огнестрельным оружием.
Снято все это тоже жестко, захватывающе и напряженно - по крайней мере до наступления второй главы, где по сути будет другая история, пусть и со знакомыми героями.

***

В общем, кабы весь "Северный бастион", а не 3/4 его, был выдержана в одном "боевом" ключе, его можно было бы без ложной скромности назвать лучшим французским фильмом 2020 года - почему нет?
К сожалению, под конец, вместо того, чтобы набирать разгон, сюжет Хименеса резко сбавляет скорость и затем до самой финишной прямой катится "на полуспущенных". Что, возможно, и есть отражение реальных фактов и уважение к ним, но вот интересность самой картины это заметно понижает.

Как бы то ни было, но она достойна того, чтобы любители криминального киножесткача ее заметили, ведь букет радостей для них у Хименеса тоже припасен достойный.

Трейлер фильма: