Пули над Марселем. Жесткий драматический триллер на основе реальных событий.
(BAC Nord, 2020, Франция)
Наверное, ещё пара-тройка таких фильмов, и можно будет создавать целый поджанр: марсельский криминальный боевик. "Борсалино", "Французский связной 1-2", "Однажды в Марселе", "L'immortel" с Жаном Рено, "Французский транзит", прошлогодний "Rogue City" - это так, на самую быструю вскидку. Если же покопаться, уверен, найдутся еще, включая сериалы.
И вот сегодня их полку́ вновь прибыло.
Встречайте: как его поэтически нарекли в России - "Северный бастион"! Кино Седрика Хименеса, тоже четко выдержанное в "криминально-марсельских" традициях. И вдобавок крайне злободневное, "на основе реальных событий".
Жаль, но идея разделить его сюжет на две главы - лето и осень 2012-го - сбила бодрый темп его повествования, пускай в реальности эта история якобы так и развивалась.
Ладно хоть первая, наиболее интересная и драйвовая глава занимает три четверти 105-минутной картины, отчего вторая, надрывно-драматическая, в принципе не напрягает.
Хотя стойкий осадочек, что развязку и финал попросту "слили", все равно остается. Ибо слишком уж плохо стыкуются крутейшая первая часть и унылая вторая.
Надо отдать Хименесу должное: да, видно, что он симпатизирует главным героям, копам (назовем их на американский манер) Грегори, Ясину и Антуану, но показывать их безгрешными рыцарями правопорядка он тоже не стал. Все они слишком измазаны "улицей", чтобы остаться чистенькими и благородными. Плюс не шибко умны, раз не предвидели, что надо вести себя осторожнее. И что вся их теневая движуха обернется для них однажды цветочками, резко переходящими в ягодки.
Зато "бедненьких несчастных" обитателей гетто Хименес демонстрирует уже без малейшего сострадания. Примерно как озверелых зомби в хоррорах. С той лишь разницей, что местные "ходячие" орут не переставая и выглядят посвежее.
Так же как начальство копов выставлено лицемерными трусами. Хорошая антиреклама полицейской службы, ничего не скажешь: не доверяй даже командованию, ибо оно-то тебя первое и сдаст со всеми потрохами.
Ну а между строк фильма читается явный привет нынешней социальной политике Франции: смотрите, мсье чиновники - вашими гуманными стараниями уже пол-Марселя превратилось в филиал какого-нибудь Эквадора! Причем в некоторые районы полиция даже носа не кажет. Потому что у бандитов там, оказывается, сегодня больше прав, чем у тех, кому по долгу службы положено искоренять уголовную нечисть.
Парадокс, но это уже не фантастика-антиутопия, а вполне объективный факт. Причем всё идет к тому, что дальше будет только хуже и хуже.
Что же касательно сюжета, то в нём - обычная полицейская рутина тех, кто каждый день работает в криминальных районах. Со всеми присущими ей ситуациями повышенной остросюжетности. То бишь от ловли карманника до целых баталий между копами и "невинными детишками" с огнестрельным оружием.
Снято все это тоже жестко, захватывающе и напряженно - по крайней мере до наступления второй главы, где по сути будет другая история, пусть и со знакомыми героями.
***
В общем, кабы весь "Северный бастион", а не 3/4 его, был выдержана в одном "боевом" ключе, его можно было бы без ложной скромности назвать лучшим французским фильмом 2020 года - почему нет?
К сожалению, под конец, вместо того, чтобы набирать разгон, сюжет Хименеса резко сбавляет скорость и затем до самой финишной прямой катится "на полуспущенных". Что, возможно, и есть отражение реальных фактов и уважение к ним, но вот интересность самой картины это заметно понижает.
Как бы то ни было, но она достойна того, чтобы любители криминального киножесткача ее заметили, ведь букет радостей для них у Хименеса тоже припасен достойный.