Неделю назад мной была написана статья о горе Сион. Так вот, с юга и запада гору Сион обходит долина Гинном (евр. Ge-Hinnom), дурная слава которой сохранилась до наших дней. Эта долина — противоположность Сиону. Если священная гора воплощает собой рай, то долина Гинном — это настоящий ад на земле.
На этом месте в ветхозаветное время творились беззакония отступившими от веры, а позже сжигали мусор и трупы павших животных. Название «Гинном» греки произносили как «геенна». Так в Новый Завет попало выражение «геенна огненная», означающее преисподнюю.
Место языческих жертвоприношений
Во времена иудейского царя Ахаза (он правил в VIII столетии до нашей эры) евреи отвергли единого Бога и принялись истово поклоняться языческим божествам — Астарте, Ваалу и другим. Сам царь иудейский воздвиг в Иерусалиме идола бога Ваала, чтобы почитать это кровожадное ханаанское божество.
Чтобы умилостивить этих божков, евреи приносили в долину Гинном своих детей и сжигали их в особых печах. Эта жертва называлась «мелех» (или «молох» по-финикийски). Чтобы заглушить вопли умирающих детей, в долине звучала громкая музыка. На том же месте совершались жертвоприношения животных. Пепел сожженных хоронили на кладбищах, называемых «тофет».
Отрекшегося от веры царя и всех, кто пошел за ним, обличал ветхозаветный пророк Иеремия. Он предупреждал народ о бедах, которые неизбежно ожидают вероотступников, и говорил, что долина жертвоприношений будет названа «Долиной смерти», потому что трупы грешников покроют всю ее поверхность, и мертвых негде станет хоронить.
Но в VII веке до н. э. царем стал Иосия, благочестивый правитель, который объявил войну страшным языческим культам. При Иосии жертвенники ханаанским божествам были разрушены, и практика человеческих жертвоприношений в долине Гинном прекратилась. Там устроили городскую свалку. На ней всегда поддерживался огонь, чтобы уничтожать мусор, трупы животных и тела осужденных на смерть преступников.
Время шло, и постепенно ужасная долина превратилась в религиозную идею, стала обозначать преисподнюю, где страдают грешники.
Геенна во времена Христа
В эпоху Второго Храма (583 г. до н. э. — 70 г. н. э.) долина стала местом захоронений. В ней находились погребальные пещеры — небольшие, мрачные, с узкими входами.
Новый Завет называет геенну местом, в котором не умирает червь и не угасает огонь. Считается, что именно через долину Гинном провели Христа, взятого под стражу в Гефсиманском саду, на допрос к первосвященникам. Геенна неоднократно упоминается в Новом Завете (в Евангелиях, Откровении Иоанна, Послании Иакова — всего 12 раз) в значении огненной преисподней, уготованной грешникам.
Кстати, отец Даниил Сысоев объяснял в своих лекциях, что «ад» и «геенна огненная» — это разные вещи. В аду душа грешника пребывает до Страшного Суда, а в геенну навсегда ссылают тех, кого Христос признает недостойным рая.
На западе долины Гинном располагается Акелдама (от арамейского hakl-ed-damm, что означает «поле крови»). Это участок, который куплен за 30 Иудиных серебренников. Также во времена крестовых походов в долине находилось дерево, на котором Иуда повесился.
В наши дни в долине Гинном находится живописный парк.
-----
Вот еще статьи на моем канале: