Михаил работал водителем маршрутного такси. Сегодня у него был тяжёлый день. Многочисленные клиенты, словно сговорились между собой. Каждый, кто садился в маршрутку, высказывал своё недовольство по поводу возросшей цены за проезд, хотя стоимость билета увеличилась символически — всего на 2 рубля.
Особенно громко возмущались бабушки и дедушки, говоря о том, что их жизнь, с каждым годом становится всё невыносимее. Они устраивали жаркие дискуссии в салоне, с ностальгией вспоминая о том, как хорошо им жилось при Советском Союзе.
— … Да, были очереди и дефицит, но остальное стоило копейки...
Этому контингенту невозможно было объяснить, что цены поднимает не водитель, а его руководство из-за того, что существенно возросла цена на газ у поставщиков. К тому же перестал окупаться ремонт самих машин. И дороги в городе были, мягко говоря, паршивые.
Не мог рассказать Михаил и о том, что творилось в его семье. Они с женой много лет работали, как проклятые, чтобы наконец съехать от тёщи. Их цель была близка как никогда. Старуха же, предвидя то, что совсем скоро останется одна и «выносить мозг» будет просто некому, совсем съехала с катушек.
На днях, заглянув в холодильник, Михаил обнаружил на банках с вареньем и других продуктах ценники, написанные рукой хозяйки. При наличии большого огорода, хорошей пенсии и единственной дочери, тёща — Зинаида Степановна, таким образом, демонстрировала дочери и зятю, что устала их кормить. Хотя она прекрасно знала о том, что все их деньги, откладываются на покупку собственной квартиры.
Жена обиделась на маму:
— У других дети, нигде не работают, ни к чему не стремятся, да ещё и закладывают за воротник... а ты нас с Мишей куском хлеба попрекаешь? Не думаешь о том, что в старости, стакан воды тебе принести будет некому?
Зинаида Степановна ничего не ответила, а лишь надула губы бантиком, одела старую шляпу и пальто, и куда-то вышла.
Посовещавшись, Михаил и Галя решили, увеличить ежемесячную сумму на продукты. Для них — не разорительно, а для старушки — подспорье…
— Мать и этому обрадуется. А нам, остаётся потерпеть. Вообще, если бы она любила кого-то кроме себя, могла бы давно разменять свою трёшку в центре, на квартиру попроще. Тогда, давно, все бы жили отдельно, — сказал Михаил.
Сегодня ему оставалось проехать последний круг по маршруту. Он уже предвкушал, как придёт домой и с аппетитом навернёт домашнего борща. Тёща, хоть и была вредной, но готовила всегда отменно.
Людей почти не было. Но, увидев на остановке маленькую фигуру, Михаил всё же решил остановиться. Последние заработанные деньги он хотел оставить себе. С хозяев не убудет, а у него в кармане появится лишняя копейка.
Пассажиром оказался худенький мальчик лет десяти. Он с огромным трудом открыл заедающую дверь «Газели» и, усевшись на заднее сиденье, начал считать мелочь.
Маршрутка проехали несколько остановок, а ребёнок всё не передавал деньги. Наконец терпение Михаила лопнуло и он, остановив машину на обочине, грубым голосом спросил:
— За проезд передавать собираешься или зайчиком решил проехать? Бесплатно я тебя возить не стану. Газ нынче — дорогое удовольствие!
Мальчик посмотрел испуганными глазами на водителя и неуверенно произнес:
— Дяденька! У меня с собой только 23 рубля... Я не знал, что проезд подорожал... а ещё 2 рубля у меня куда-то делись...
Он протянул руку с мелочью Михаилу, виновато глядя на него. У мужчины от злости кровью налились глаза. Накопившуюся за день усталость он решил выместить на мальчике. Водитель схватил пацана за руку и буквально вытолкал из салона. Мелочь со звоном покатилась по полу.
Несмотря на то, что ребёнку было больно, он даже не пикнул.
Михаил, с грохотом захлопнул дверь Газели и, с презрением посмотрев на сидящего в сугробе мальчика, произнес:
— Что за поколение такое? Всё вам подай на блюдечке с голубой каемочкой! Халяву дай, да пожирней! Я тебе не мамка, чтобы нянчиться с тобой! Посиди, подумай над своим поведением! Может быть, это уроком для тебя будет!
Резко развернувшись, Михаил подошёл к водительской двери, с рывка открыл её, сел и поехал домой.
Мальчик встал и, кряхтя, отряхнул снег с потертых брюк. Он не знал, где сейчас находится. В город они с бабушкой переехали неделю назад. В местной школе свободного места не оказалось, поэтому пока ему приходилось ездить в другой район.
Мамы у Андрюши недавно не стало. Отец беспробудно пил и, хоть и не отказывался от воспитания сына, делал это не совсем подобающим образом. К примеру, когда ребёнок не мог выучить стихотворение, которое ему задали в школе, заставлял Андрея стоять до рассвета в углу и учить строчки.
Бабушка, по материнской линии, жившая по соседству, вскоре поняла, что с ребёнком творится что-то неладное. Приходя к ней, он засыпал прямо за столом, пугался каждого громкого звука. Снизилась и успеваемость в школе.
Андрюша никогда не жаловался бабушке, но однажды она случайно увидела на руках внука синяки. Женщина поняла, что ребёнка нужно спасать...