Найти тему
Здравствуй, грусть!

Дети-то у меня есть, но живу я где придется...

- Иван Дмитриевич, душечка, ну когда же ты вернешься, - увещевала его Нелли Павловна. – Неужели еще не закончил свою благотворительность?

- Почти, вот сейчас оборудование помогу настроить, - в очередной раз принялся оправдываться Иван.

- Да рабочих бы нанял, и дело с концом, - с нетерпением проговорила его заместительница.

Иван поспешно стал вспоминать следующую отговорку:

- Так это... спонсоров еще надо найти…

- Пусть твоя сммщица занимается, ты же сказал, что нашел девочку? За что ты ей деньги платишь? - спросила Нелли Павловна таким тоном, словно это из ее собственного бюджета платят.

- Да, нашел. Ольга зовут, - мысленно заулыбался Иван. - Ну, с нашей командой не сравнить, но хорошая девочка, ей и деньги очень нужны, так что она старается изо всех сил – я ей премию обещал за каждого спонсора.

- Ну вот! А мы без тебя совсем никак! Поставщики сроки срывают, проверка кучу замечаний прислала, вчера дамочка одна сломала зуб о скорлупу ореха в брауни, так теперь судом грозиться.

- Вы сами великолепно со всеми справитесь, – начал льстить заместительнице Иван. – Да это я бы без тебя совсем пропал, а ты без меня сможешь все чудесно устроить. Позвони Рудику, он пусть с проверяющими займется, юриста вызвони, дамочке компенсацию выпиши…

Иван целый час выслушивал жалобы и расписывал чуть ли не каждый шаг Нелли Павловны и поражался – ну что с ней случилось? Нормальная же была управляющая, что это ей истереть вздумалось? Он не знал, когда сможет вернуться – не раньше, когда сможет покорить сердце Агаты и уговорить ее ехать с ним.

После их разговора про родителей она вроде как смягчилась к нему, стала чаще улыбаться, и это подавало Ивану определенные надежды. Переустройство точки питания шло своим ходом, и однажды, когда они вместе снимали пленку с упаковок посуды, Иван спросил:

- А почему ты вообще решила этим заниматься?

Агата посмотрела на него с непониманием и ответила:

- Ну кто-то же должен это делать.

- Но почему ты?

- А почему нет?

Потом она внимательно на него посмотрела и сказала:

- Ты ведь за людей их не считаешь, точно? Словно они виноваты в том, что с ними приключилось.

- Ну а кто же виноват, - в сердцах сказал Иван. – Все же знают, как это происходит. Квартиры продают, деньги пропивают, вот и весь сказ. Они же все как под копирку.

- Я смотрю ты так много знаешь, - впервые в ее словах он уловил нотки иронии, что было совсем не свойственно милой девушке Агаты. Иван расстроился.

В тот же день, когда они покормили привычных посетителей обеда, Иван вместо того, чтобы остаться и помочь убрать посуду, как обычно, вышел на улицу и обратился к первому же попавшемуся ему беспризорнику, немолодому мужичку в замызганной тельняшке.

- Можно тебя на пару слов?

- Отчего же нельзя, можно.

- Ты только не обижайся. А как ты на улице очутился?

- Да я не на улице живу, а в бараке. Вон там, за тем жил массивом, - он махнул куда-то на северо-запад. – У меня койка там своя. Вообще, я из Казахстана приехал, ла лучшей жизнью, ну и на родину потянуло – мамка у меня из этих мест. Документы украли, я ходил-ходил, так ничего и не добился. Вот, картон сдаю, банки собираю, - он указал на объемный рюкзак за спиной. – На стройке иногда подсоблю, но спина у меня как сорвалась в девяносто пятом, так и не отпускает. Да чего мы так говорим – хочешь, пошли ко мне, чаем тебя напою.

- А, может, чем покрепче? – с подозрением спросил Иван.

- Это можно, - обрадовался мужик. – Но тогда в субботу приходи, в будние дни не могу, у меня график, - он указал на рюкзак.

Иван прошелся немного с мужиком, которого, оказалось, зовут Федор, пока тот собирал алюминиевые банки из-под лавок.

- И много ты на этом получаешь?

- Да когда как, как наберу побольше, тогда и иду. – С картона лучше профит, - поделился он. – Ну и с металла, конечно, но тут конкуренция.

Заметив краем глаза красный плащ, Иван попрощался с Федей до субботы и решительно подошел к женщину, носившей мамин плащ. Та, завидев его, принялась застегивать плащ на все пуговицы – видимо, чтобы не отобрал.

- Да не бойтесь, - поспешил успокоить ее Иван. – Я просто спросить. Это же мать моя вам плащ отдала.

Та кивнула.

- Ну и носите на здоровье, он ей теперь ни к чему… Да. Я вот что хотел спросить – а вы где живете? Может, вам помощь нужна? Дети у вас есть?

- Дети-то у меня есть, - вздохнула она, - а живу я где придется.

- Как это? – удивился он.

- Да вот так. Сын мой на заработки уехал и сгинул на севере, ни слуху ни духу от него. А у дочери мне места нет, с мужем я ее не лажу. Квартиру мою муженёк прибрал, Царствие ему небесное, и полюбовнице своей завещал. А я то у подруги поживу, то на вокзале переночую, то в ночном кафе… Всякое бывает. Матушка твоя меня пускала к себе, но я не злоупотребляла – так, мыться приходила…

На душе у Ивана заскребли кошки.

- А хотите, можете и сейчас приходить, - предложил он.

Женщина посмотрела на него с удивлением и сказала:

- Спасибо тебе, если будет надобность – приду.

На следующий день Иван проводил другую женщину – она несла с собой теплое одеяло, которое купили на деньги спонсора. По дороге Иван узнал, что у женщины трое детей, муж ушел, когда младшему ребенку диагноз поставили. Она квартиру продала, чтобы сына лечить, купила домик на окраине города. Вот, сейчас дочка старшая школу закончит, будет деньги зарабатывать – она и сейчас продавщицей работает, а тогда полный день сможет. А пока они живут на пенсию по инвалидности, да уборщицей она подрабатывает.

- Стыдно помощь просить, - призналась она. – Но жить как-то надо, детей поднимать. Ванечке кресло инвалидное нужно, деньги сейчас вот коплю…

Иван наконец понял, что ему хотела сказать Агата. И она, видимо, увидела в нем изменения, стала ласковой и веселой. И тогда Иван решился – однажды, когда они закончили уборку, предложил ее проводить до дома. Она согласилась. Они шли рядом по улице и разговаривали. Агата куталась в бежевое осеннее пальто, смешно пряча нос в рукаве. А Иван не замечал ни осенней прохлады, ни слякоти под ногами… Он был счастлив. Но когда у подъезда он взял Агату за руку и попытался ее поцеловать, она остановила его и с тихой грустью сказала:

- Не нужно, Иван. У нас ничего не получится…

Продолжение следует...

Начало здесь: Билет в один конец

Другие мои рассказы:

Новая соседка

Сводницы