Найти тему

Джабир ибн Абдаллах (р.а) - избранный сподвижник Пророка Мухаммада (С)

Джабир ибн Абдаллах (р.а) - избранный сподвижник Пророка Мухаммада (С)
Джабир ибн Абдаллах (р.а) - избранный сподвижник Пророка Мухаммада (С)

ДЖАБИР ИБН АБДАЛЛАХ (Р.А.)

Джабир был выходцем из племени Хазрадж и приходился сыном Абдаллаху б. Амру б. Хирману аль-Ансари. Будучи еще малым ребенком, Джабир присягнул Пророку вместе со своим отцом и группой из семидесяти человек в Мекке во время второй присяги в Акабе[1].

Согласно сообщению Аз-Захаби, Джабир принял участие в битвах при Бадре и Ухуде, в которых он воевал вместе с Посланником Аллаха, а также восемнадцати других сражениях и умер в возрасте девяноста четырех лет[2].

После смерти Посланника Аллаха он сохранял верность Достопочтенному Али как его истинному наместнику и наследнику. Во время битвы при Сиффине он был в составе войска Достопочтенного Али и сражался против Муавии.

Джабир б. Абдаллах прожил очень долгую жизнь и передал приветствие Пророка пятому Имаму Мухаммаду аль-Бакиру. После мученической гибели Имама Хусейна он был первым, кто посетил его могилу в Кербеле[3].

Имам Садык следующим образом описывает любовь Джабира к Ахль аль-Бейт:

«Скажи: «Я не прошу у вас награды за это (пророческий призыв), а зову лишь любить моих близких» (сура «Аш-Шура», аят 23).

Когда был ниспослан этот аят, клянусь Аллахом, никто не последовал ему, кроме Салмана, Абу Зарра, Аммара, Микдада, Джабира и слуги Пророка Зайда б. Аркама»[4].

Аллама аль-Амини приводит предание:

«Хаджадж б. Йусуф ас-Сакафи убил сына Зубайра. Затем он захватил Мекку, откуда выдвинулся в Медину. В Медине Хаджадж мучал и притеснял близких родственников Достопочтенного Али. Он клеймил каленым железом друзей Достопочтенного Али. От одного только вида этих пыток все остальные люди испытывали душевные муки. Джабир б. Абдаллах также пытал каленым железом и Джабира б. Абдаллаха»[5].

Имам Саджад говорит:

«Однажды Джабир стал целовать руки и ноги Хасана и Хусейна. Увидевший это человек из племени Курайш сказал: «Ты один из величайших сподвижников Посланника Аллаха. Зачем ты целуешь им руки и ноги?».

Джабир ответил: «О несчастный! Держись от меня подальше! Если бы ты знал о высоком положении и превосходстве этих двух повелителей мира столько же, сколько знаю я, ты не стал бы меня ругать. Напротив, ты целовал бы землю, по которой ступали их ноги, и вдыхал ее аромат».

Затем Джабир повернулся к Анасу б. Малику и сказал:

«О Абу Хамза! Посланник Аллаха сказал мне об этих двух то, что, как я думаю, он не говорил больше ни о ком».

Анас сказал: «Что сказал Посланник Аллаха об этих двух?».

Имам Саджад продолжает свой рассказ: «В этот момент мой отец Хусейн и дядя Хасан покинули то место, а я остался там, чтобы послушать, что скажет Джабир.

Джабир сказал Анасу: «Однажды я был в мечети возле Пророка. После того, как верующие разошлись после молитвы, Пророк повелел мне привести Хасана и Хусейна. Я тотчас же отправился за Хасаном и Хусейном, прижал их к груди и принес их к Посланнику Аллаха. Посланник Аллаха улыбнулся и сказал: «О Джабир! Любишь ли ты этих дорогих мне детей?».

«Да будут мои мать и отец жертвой на твоем пути, о Посланник Аллаха, я очень их люблю».

Посланник Аллаха сказал: «Желаешь ли ты, чтобы я рассказал тебе об их преимуществах и достоинствах?».

Я сказал: «Да».

Посланник Аллаха сказал: «Когда Всевышний пожелал меня создать, он поместил меня в чистое семя Достопочтенного Адама. Потом он передал его Нуху и Ибрахиму, а после них – Абд аль-Мутталибу. В годы невежества Всевышний защищал меня и моих предков от всякого рода скверны. После Абд аль-Мутталиба Всевышний разделил это чистое семя на две части. Одну ее часть он передал моему отцу Абдаллаху, а другую – моему дяде Абу Талибу. Из семени Абдаллаха Он вывел меня и избрал меня в качестве последнего из пророков, а из семени Абу Талиба Он вывел моего наследника и наместника Али. Он соединил нас обоих, выведенных Им из этого чистого семени. Далее Он создал Хасана и Хусейна, выведя их из нашего чистого рода»[6].

Джабир приводит далее:

Когда был ниспослан аят «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас» (сура «ан-Ниса», аят 59), я отправился к Пророку и спросил: «Кто же эти обладатели власти?».

Посланник Аллаха сказал: «О Джабир, они мои наместники и предводители мусульман. Первым из них является Али б. Абу Талиб, после него – его сын Хасан, затем – его сын Хусейн, затем – Мухаммад б. Али, который упоминается в Торе (Ат-Таурат) как Аль-Бакир. Ты удостоишься счастья видеть его. Когда его увидишь, передай ему приветствие от меня. После него будет Джа’фар б. Мухаммад, затем – Муса б. Джа’фар, затем – Али б. Мухаммад, затем – Хасан б. Али, а затем – довод Аллаха для Его рабов на земле и Его наместник, который будет носить мое имя и иметь такую же кунью, как и я, Мухаммад (Аль-Махди). Он будет сыном Хасана аль-Аскари. Всевышний завоюет восток и запад его руками. Он будет находиться в долгом сокрытии, пока не останется никого, кто был бы верен его имамату, кроме уверовавших в Аллаха».

Я спросил: «О Посланник Аллаха! Смогут ли его друзья извлекать пользу из его благости, пока он будет сокрыт?».

Пророк ответил: «Да. Клянусь Аллахом, который избрал меня в качестве пророка, как люди получают пользу от солнца, скрывшегося за облаками, так и его друзья будут извлекать пользу из его света, благодати, существования и покровительства».

Затем Посланник Аллаха сказал:

«О Джабир! Тайна, которую я тебе раскрыл, является одной из скрытых тайн Аллаха. Храни эту тайну и не рассказывай ее тем, кто этого не достоин»[7]

Статья подготовлена по материалам переводов трудов Проф.Др. Хайдар Баша

[1] ‘Усд аль-Габа, т. 1, с. 256; Аль-Исаба, т. 1, с. 434; А’лам ан-Нубала, т. 4, с. 337.

[2] А’лам ан-Нубала, т. 4, с. 337.

[3] ‘Усд аль-Габа, т. 1, с. 257.

[4] Камус ар-Рисаль, т. 2, с. 517.

[5] Аль-Гадир, т. 9, с. 129.

[6] Шейх ат-Туси, аль-Амали, с. 499; Маджлис, т. 14, с. 95; Бихар аль-анвар, т. 22, с. 111.

[7] Тафсир аль-Бурхан, т. 1, с. 381; Бихар аль-анвар, т. 46, с. 225; Усуль аль-Кафи, т. 1, с. 304; Иршад аль-Муфид, т. 2, с. 148; Хараидж-и Раванди, т. 1, с. 269; Му’джизат аль-Имам аль-Бакир.