Найти тему
Философия для жизни

Кризис как благословение

О том, что «любой кризис – это новые возможности», первым сказал не Уинстон Черчилль в XX веке. Гаутама Будда учил этому ещё в VI веке до н.э.

Похоже, это один из законов жизни: время от времени оказаться в состоянии, когда по-старому больше не хочешь, а как по-новому – иногда даже понятно, но ох как сложно и потребует множество усилий и времени. Ещё и в разных сферах жизни сразу.

Конечно, мы всегда можем отмахнуться: не время сейчас. Но что если в нашу жизнь стучится нечто чудесное? Что если это шанс судьбы что-то изменить к лучшему, а в старых условиях это было невозможно? Изменить… да, перемены нас и пугают: снова эта неопределенность, снова перепахивать себя и выстраивать новый космос внутри, в отношениях и в пространстве вокруг. Не хочется… но где вы видели, чтобы в природе что-то рождалось само самой без труда? Вспомните бабочку, которая полностью переродилась из гусеницы, семечко, которое отдало всё, чтобы стать ростком. «Нет радостных перерождений, – пишет Экзюпери в «Цитадели». – Нет истины, которая явилась бы как очевидность».

Получается, что периода некоторого хаоса и усилий не избежать. Однако вспомним, что слово «хаос» первоначально обозначало состояние безграничных возможностей. В греческой мифологии это период, предшествующий сотворению мира. И знаменательно, что первое божество во многих космогониях либо «было всегда», либо рождает само себя, и дальше уже из него или благодаря ему появляются все существа. Период творения в Греции называли теосом, а итоговый порядок вещей — космосом. Применяя символический ключ прочтения мифа, — всё новое уже потенциально заложено в нас, таится в глубине и ждет своего часа, однако нужен первый импульс, напряжение сил, толчок, который запустит процесс внутреннего перерождения.

-2

В античности сказали бы, что в вашей жизни настал период Диониса. Это божество, которое олицетворяет принцип энтузиазма, слома старых форм, энергию новых начинаний. Его противоположность – Аполлон, божество света, порядка, ясности, единства, согласия. Древние были убеждены, что важен и тот, и другой, но для каждого есть своё время. Невозможно постоянно всё менять и переделывать, порядок необходим, но когда он превращается в привычку, становится важнее того, что наполняло его смыслом, – тогда необходимо возобновление. Что-то внутри начинает бунтовать, и мы готовы оставить привычное и понятное и пуститься навстречу приключениям. Не обязательно это географическое путешествие, смена работы, жилья и т. п. Более значимы те перемены, которые происходят внутри нас самих. Период кризиса – самое время остановиться и переосмыслить свои ценности, убеждения и приоритеты. Что для меня главное? Ради чего и кого живу? Что важно успеть? Причём, как однажды сказал Виктор Франкл, важнее даже не что я жду от жизни, а что жизнь ждёт от меня. Без ответа на эти вопросы – не кому-то, а самому себе – вряд ли помогут даже кардинальные внешние перемены. Зато если не полениться и честно проделать этот внутренний труд, вновь появится ясность в главном и придут силы, необходимые, чтобы воплотить её в жизнь. И хочется пожелать, чтобы наши действия, решения и шаги стали выражением того нового понимания, которое родилось в результате усилий.

-3

Мария Бурла