Найти в Дзене

Александр Беляев – главный мечтатель советской фантастики

Он подарил нам много отличных книг...
Он подарил нам много отличных книг...

Хорошо ли это – быть мечтателем? Меня вот за это часто ругали в своё время. А вот Александр Беляев мечтать не боялся. Более того, именно это подарило нам лучшие его произведения. Например, на момент создания «Ариэля», он был прикован к постели – Беляев вовсе не отличался идеальным здоровьем. И в тот момент, когда он не мог даже встать с кровати, он придумал историю человека, который мог летать. А «Голова профессора Доуэля»? Очень хорошо можно представить себе, каково это – когда от тебя остаётся только голова – и ты не можешь вообще ничего, когда ты полностью зависишь от других – и от сложной машинерии, что поддерживает твою жизнь…

Ихтиандр и Гуттиэре. Советская экранизация...
Ихтиандр и Гуттиэре. Советская экранизация...

Так что, Александр Беляев на самом деле, был мечтателем, и именно благодаря его мечтам мы получили очень много отличных историй. И, несмотря на то, что почти все эти истории происходят вовсе не в СССР, а в других странах – и даже порой на других планетах, всё равно автор показывает, что тот мир, что показан там – вовсе не так уж и хорош. В пример можно привести «Человека-амфибию», наверное, самое знаменитое произведения автора. Южная Америка, возможно Аргентина, с её менталитетом и всем остальным колоритом, показана очень хорошо. В романе очень хорошо показан быт ловцов жемчуга – то, как они вынуждены очень много времени проводить под водой, на больших глубинах, то, как они рискуют своими жизнями и рано становятся инвалидами – как правило, немало их получали кровоизлияние в мозг от такой работы. Конечно, показан и угнетатель – Педро Зурита, капитан и хозяин шхуны «Медуза» (если мне память не изменяет). И в противовес ему – честный, благородный и очень наивный Ихтиандр, молодой человек, который, прекрасно ориентируясь в глубине и отлично зная, что там и как, совершенно ничего не знает о людях и их взаимоотношениях. Именно по этой причине он и попадается в лапы Зуриты…

А вообще, главная идея романа, о том, как гениальный доктор Сальватор пересадил умирающему мальчику жабры молодой акулы, довольно интересна. Сдаётся, мне, что она была навеяна разного рода исследованиями, которые на тот момент проводились в СССР и других странах. Были эти исследования не всегда научными, зачастую аморальными – но, они были. И история про Ихтиандра показалась мне на тот момент очень интересной.

Керн и голова профессора Доуэля...
Керн и голова профессора Доуэля...

А насколько хорошо написана «Голова профессора Доуэля»? Собственно, касаемо этого произведения есть немало вопросов, кто-то может назвать их придирками, но… В общем, давайте подумаем сами – негодяй ли Керн. Для начала, он не дал умереть самому Доуэлю. Понятное дело, что такая «жизнь» – не сравнится с настоящей жизнью. Тем не менее, наверное, это лучше смерти. Далее, в книге говорится, что Керн лишь паразитировал на изобретениях Доуэля. В какой-то степени, это так, но также говорится и о том, что Керн развивал его идеи и всё такое. Так что, Керн – как минимум, человек неглупый. Далее, история с Брике и Тома. Вот тут и появляются первый вопросы. Сложно сказать, планировал ли Керн изначально «пришить» им тела. Возможно да, возможно, что и нет. Тем не менее, касаемо той же Брике – тело он ей «пришил». И не сказать, чтобы он сделал всё плохо и неграмотно. Брике ходила, играла в теннис и всё такое. И вовсе не вина Керна в том, что Брике сбежала из клиники раньше, чем он закончил все проверки. Если бы она не сбежала, то, скорее всего, гангрены удалось бы избежать. Так что, несмотря на то, что альтруистом Керн, определённо, не был – руки у него росли, откуда надо, как это принято говорить сейчас. Если бы Брике не сбежала, если бы никакой шумихи не случилось – как знать, может, и Доуэль получил бы тело? Увы, этого мы уже не узнаем. И, скорее всего, все записи Доэля и Керна были уничтожены…

Хорошая была книга...
Хорошая была книга...

Хотя, можно вспомнить и «Борьбу в эфире» о том, как «наш современник» (хотя, скорее – современник автора) попадает в Мир Будущего. И, на самом деле, мир получился довольно интересным и живым. Автор рассказал, например, о системах безопасности – когда он свалился с парапета (будучи на борту «летающего дома»), он не то, что не разбился, а напротив, совершил довольно мягкую посадку. В произведении рассказывали, например, о таких вещах, как коррекция зрения, об маршрутных авиалайнерах, на борт которого можно попасть, пролететь сколько надо – а потом спуститься с него… Там на самом деле, очень неплохи именно рассуждения автора о том, какими оно будет – будущее… С другой стороны – есть и весьма спорные моменты. Например, все удаляли волосы с головы. И герой, общаясь с человеком по имени, если мне память не изменяет, Эа, так и не понял, что это – девушка. По крайней мере, до тех пор, пока ему об этом прямо не сказали. Сложно сказать, хорошо это, или нет, когда девушка удаляет все волосы с головы – хотя у Хайнлайна и был эпизод, когда Кармен Ибанес («Звёздный десант») побрилась наголо, а героиня Деми Мур в «G.I. Jane» сделала то же самое, всё равно, это выглядит довольно странно. Хотя, возможно, и не все со мной согласятся… Далее, несмотря на то, что роман написан в 1926-м году, автор предполагает, что двигатели космического корабля Кайнса и его сторонников, работают на атомной энергии – когда сам Кайнс говорит, что они перед там, как уйти на орбиту, хотят загадить Землю радиацией… В общем, книга написана очень и очень интересно и талантливо…

Ариэль...
Ариэль...

А как хорош был тот же «Ариэль»? Нам рассказывают не только про ужасы «Дандарата», не только про то, что Ариэль на самом деле был наследник богатой семьи, но про культуру Индии, про касты и многое другое. То, что автор, рассказывая в своём произведении о другой стране, показывает её быт и обычаи, а значит, хорошо готовится к тому, чтобы писать книгу – всегда было хорошим тоном. Увы, но сейчас таких авторов очень и очень мало. Можно отметить дуэт Александра и Людмилы Белаш, которые тоже стараются исследовать тот мир, в который они помещают своих героев, но, увы, таких авторов очень и очень мало…

Нельзя не отметить «Человека, который не спит» и его продолжения. Автор описал довольно интересного человека, настоящего гения в мире медицицы и то, что он сделал. Его захватили в плен, чтобы он работал на… плохих людей – но, как же изящно он от них ушёл! А то, как был спасён человек, мозг которого пересадили в слона («Хойти-Тойти»)? Это же на самом деле прекрасное произведение, в котором есть и немного юмора. Там герой, уже будучи слоном, наткнулся на «кота» – то ли на тигра, то ли на кого-то похожего. Как он убегал от этого хищника, даже не подозревая, что бедный кот сейчас несётся в другую сторону – от страха…

У книг Александра Беляева есть только один недостаток – то, что все они были прочитаны мной ещё в очень далёкой молодости, и потом уже на бумаге мне не попадались… А жаль.