Весной и летом салонный фильтр испытывает наибольшую нагрузку. Виной тому – пыль, грязь, пыльца, обилие насекомых. С приходом осени эти факторы незначительно, но снижаются, и многие водители предпочитают просто забыть про салонный фильтр до нового сезона. Сегодня расскажем, чем это может грозить.
За лето салонный фильтр может и не дожить до осени. Это зависит от двух факторов:
- когда в последний раз меняли салонный фильтр;
- в каких условия эксплуатировался автомобиль.
Рекомендации по замене салонного фильтра дает автопроизводитель. Как правило, это 10-20 тыс. км. Для зарубежных авто нужно делать скидку на то, что эти цифры рассчитаны практически на идеальные дорожные условия. В России же на дорогах грязно, а в городах, особенно промышленных, большая загазованность. Поэтому рекомендация автопроизводителя – это, скорее, крайний срок, когда фильтр нужно 100 % поменять.
Поменять = выбросить старый салонный фильтр и поставить новый, без каких-либо попыток его реанимировать. (Почему это не работает, рассказываем здесь). Если подходить ответственно к своему здоровью и самочувствию пассажиров, салонный фильтр нужно менять чаще – примерно раз в полгода.
Если у вас был очень активный весенне-летний сезон, осенью, скорее всего, вы заметите несколько признаков того, что салонный фильтр исчерпал свой ресурс. И у каждого из этих признаков будут негативные последствия – и для авто, и для пассажиров. Рассмотрим их подробно.
Пыль в салоне
Когда салонный фильтр перестанет справляться со своими задачами, вы сразу заметите больше пыли в салоне. Если вы маньяк чистоты и по вашим ощущениям в салоне всегда есть что помыть, обратите внимание на дефлекторы обдува: если они пыльные, значит, система гоняет грязь вместо чистого воздуха.
Вооружившись тряпкой и пылесосом, данную проблему не решить. Разумеется, часть видимой пыли так можно убрать. Но самая опасная, мелкодисперсная пыль по-прежнему будет циркулировать в воздухе и подрывать ваше здоровье.
Мелкодисперсная пыль – это сажа, цементная крошка, частички от покрышек, дорожного покрытия и т.д.. Размер таких «пылинок» – до 1 микрона, что в 70 раз меньше человеческого волоса. Глаз человека не способен разглядеть мелкодисперсную пыль, но именно она представляет наибольшую опасность для организма. Мелкодисперсная пыль способна попадать в кровь через легкие. Там она оседает на стенках сосудов и нарушает кровообращение.
Вредные газы
Если у вас обычный противопылевой салонный фильтр, разницы в этом пункте вы не заметите. А если угольный, то она будет существенной. Угольные фильтры ставят чаще всего жители крупных городов, которые много времени проводят в пробках. Для жителей промышленных центров иметь именно такой фильтр в автомобиле – залог хорошего самочувствия за рулем.
Дело в том, что только качественные угольные фильтры поглощают вредные газы и дают пассажирам дышать свободно. Но и у угля есть свой срок, когда он работает наиболее эффективно. Если салонный фильтр с углем вовремя не менять, в салон будут попадать вредные газы и в прямом смысле отравлять вам жизнь.
Не все вредные газы имеют отчетливый запах, их концентрацию в салоне могут определить только специальные приборы. Но это не отменяет их опасность для человека. Кроме того, после COVID-19 у многих людей обоняние нарушено настолько, что даже газы с резким запахом можно не почувствовать. Так что рекомендуем не проверять работоспособность салонного фильтра носом и менять его чаще.
Неприятные запахи, бактерии, грибы
Если в салоне появился затхлый запах. Это не что иное как плесень, которая активно размножается, а кондиционер разносит ее споры и бактерии по всему салону. Кроме неприятного запаха сырости в автомобиле, водитель и пассажиры получают плохое самочувствие и снижение иммунитета.
Вторая причина неприятных запахов – посторонние «ароматы» с улицы. Хороший угольный фильтр снижает интенсивность неприятных запахов, но, когда срок его действия подходит к концу, эта функция теряется. Проезд мимо мусорной свалки или НПЗ точно не останется незамеченным.
За защиту салона от посторонних запахов в хорошем фильтре отвечают антибактериальная пропитка и слой активированного угля. Если фильтр работает качественно, вы по умолчанию дышите свежим воздухом и не помните про фильтр. Если, сидя в авто, вам периодически хочется задержать дыхание, салонный фильтр пора заменить.
Проблемы с системой кондиционирования
При забитом салонном фильтре вентиляция работает хуже, т. к. поток воздуха снижается. Летом с включенным кондиционером в салоне все равно будет жарко, а зимой будет барахлить печка. При забитом салонном фильтре система кондиционирования работает на износ, что чревато ее поломками.
Иногда проблемы с вентиляцией и кондиционированием сложно сразу заметить. Но есть и другой признак, по которому можно понять, что салонный фильтр оказывает большое сопротивление воздуху и его пора менять, – это запотевшие стекла.
Информация для новичков
Если вы впервые меняете салонный фильтр и не знаете, какой именно вам приобрести, рекомендуем прочитать другие полезные материалы от MANN-FILTER:
- Какой салонный фильтр выбрать, если вам не все равно.
- Из чего состоит качественный салонный фильтр?
- Есть ли толк от угля в салонных фильтрах?
- Уголь, газ, запахи. Вся правда о салонных фильтрах.
- Где находится салонный фильтр и как его поменять.
Узнать, где купить салонные фильтры MANN-FILTER в вашем городе: https://mann-filter-info.ru/