Найти тему
Хожу в море

Почему контейнеры не падают с палубы в море?

Контейнеры на палубе
Контейнеры на палубе

Контейнеровоз везёт контейнеры как в трюмах, так и на палубе. И, поскольку это судно в море, порой его качает. Как же груз с палубы не падает в море? Открою секрет Полишинеля: они падают. Но не так часто, чтобы отказаться от перевозки морем, хотя и не так редко, чтобы не задумываться о крепеже. Сегодня о том, как крепятся контейнеры.

Верхняя часть трюма. Номерами между cell guides (направляющими) указаны ряды
Верхняя часть трюма. Номерами между cell guides (направляющими) указаны ряды

В трюмах всё достаточно просто. На палубе трюма имеются металлические конусы, на которые контейнер устанавливается угловыми fittings (фиттингами) – отверстиями по углам днища контейнера. Далее между нижним и верхним контейнером устанавливаются stackers (стакеры) – замки конической формы, скрепляющие контейнеры между собой.

Трюм контейнеровоза
Трюм контейнеровоза

На носовой и кормовой переборке трюма имеются вертикальные направляющие – cell guides, - которыми контейнеры ограничены в перемещении с борта на борт. Также эти направляющие служат для точной погрузки контейнеров в трюм друг на друга. Далее трюм закрывается крышкой, на которую также грузят контейнеры.

На палубе трюма
На палубе трюма

На крышках также имеются фиттинги, в который вставляются base twistlocks – нижние двусторонние замки из легированной стали, способные выдерживать несколько десятков килоньютонов усилий. Замки эти закрываются вручную так, что верхний и нижний конус краями удерживаются внутри фиттинга на крышке и на контейнеры. Затем сверху грузят другой контейнер, который скрепляется с нижним twistlock – двусторонним замком, по конструкции немного отличающимся от нижнего замка. Обычно они поуже, у них автоматический или полуавтоматический механизм открытия-закрытия. То есть в определённом положении, заранее установленном грузчиками, замок крепится к нижним фиттингам верхнего контейнера. Когда контейнер опускают на другой, замки, входя в верхние фиттинги нижнего «ящика», защёлкиваются в закрытое положение. Для их раскрепления требуется потянуть за тросик, которые переведёт их нижний конус в открытое положение для выгрузки.

Нижний замок в открытом положении. Сверху фиттинг контейнера, снизу - крышки.
Нижний замок в открытом положении. Сверху фиттинг контейнера, снизу - крышки.
Нижний замок в закрытом положении
Нижний замок в закрытом положении

Также существуют midlocks – средние замки. Они применяются для крепжа 20-футовых контейнеров на середине крышки.

Midlock - средний замок
Midlock - средний замок

Если судно не грузит более 2-3 контейнеров в высоту, то крепежа замками достаточно. Если же ярусов больше, то в ход идёт основной крепёж талрепами и штангами, растяжками и струбцинами.

Пустой контейнеровоз с крепёжными мостиками высотой в 4 яруса.
Пустой контейнеровоз с крепёжными мостиками высотой в 4 яруса.

В зависимости от типа конструкции крепёжных мостиков, расчётных усилий при качке и нагрузке, выбранного крепежа, на разных судах могут устанавливаться разные требования для основного крепежа. Чем больше контейнеров перевозит судно на палубе, тем серьёзнее крепёжные схемы и инструменты.

На нашем судне крепёж весьма простой, всего несколько видов крепёжных талрепов и штанг на верхнем крепёжном мостике, а сама схема лишь вертикальная. Я работал на судах, где контейнеры крепятся и горизонтальным крепежом, и вертикальным с разных ярусов, и растяжками.

Верхний конец штанги с крюкообразной поворотной головкой диагонально вставляется в угловой фиттинг контейнера и натягивается с помощью талрепа, жёстко прикреплённого к крепёжному мостику. Вторая штанга крестообразно крепится другим талрепом. Штанги по бортовым ярусам длиннее и жёстче, на них нагрузка больше, также и число их больше.

Крепление штанги в фиттинге контейнера.
Крепление штанги в фиттинге контейнера.
Крепёж талрепа к мостику.
Крепёж талрепа к мостику.

В море крепёж проверяется матросами ежедневно, еженедельно подтягивается. Обязательно подтягивается, если ожидается штормовая погода.

Весь крепёжный материал регулярно смазывается, проверяется, ремонтируется или заменяется. Для этого имеется расписание и график по каждому типу крепёжа. Раз в три месяца проводится полная инвентаризация всего крепёжного материала, на основании которой заказывается новый крепёж для пополнения.

Крепёж контейнеров на бортовом ряду.
Крепёж контейнеров на бортовом ряду.

Крепление и раскрепление контейнеров – работа портовых грузчиков, если не оговорено иное в контракте. Есть суда, где крепежом контейнеров занимаются члены экипажа, за это, как правило, доплачивают к зарплате. Но, профсоюзы грузчиков не жалуют такие компании, стараясь запретить или минимизировать такую практику, так как это отбирает работу у докеров.

Погрузка контейнеров
Погрузка контейнеров

#контейнеровоз #моряки #флот #море #моряк #работа #крепёж #перевозки