Контейнеровоз везёт контейнеры как в трюмах, так и на палубе. И, поскольку это судно в море, порой его качает. Как же груз с палубы не падает в море? Открою секрет Полишинеля: они падают. Но не так часто, чтобы отказаться от перевозки морем, хотя и не так редко, чтобы не задумываться о крепеже. Сегодня о том, как крепятся контейнеры.
В трюмах всё достаточно просто. На палубе трюма имеются металлические конусы, на которые контейнер устанавливается угловыми fittings (фиттингами) – отверстиями по углам днища контейнера. Далее между нижним и верхним контейнером устанавливаются stackers (стакеры) – замки конической формы, скрепляющие контейнеры между собой.
На носовой и кормовой переборке трюма имеются вертикальные направляющие – cell guides, - которыми контейнеры ограничены в перемещении с борта на борт. Также эти направляющие служат для точной погрузки контейнеров в трюм друг на друга. Далее трюм закрывается крышкой, на которую также грузят контейнеры.
На крышках также имеются фиттинги, в который вставляются base twistlocks – нижние двусторонние замки из легированной стали, способные выдерживать несколько десятков килоньютонов усилий. Замки эти закрываются вручную так, что верхний и нижний конус краями удерживаются внутри фиттинга на крышке и на контейнеры. Затем сверху грузят другой контейнер, который скрепляется с нижним twistlock – двусторонним замком, по конструкции немного отличающимся от нижнего замка. Обычно они поуже, у них автоматический или полуавтоматический механизм открытия-закрытия. То есть в определённом положении, заранее установленном грузчиками, замок крепится к нижним фиттингам верхнего контейнера. Когда контейнер опускают на другой, замки, входя в верхние фиттинги нижнего «ящика», защёлкиваются в закрытое положение. Для их раскрепления требуется потянуть за тросик, которые переведёт их нижний конус в открытое положение для выгрузки.
Также существуют midlocks – средние замки. Они применяются для крепжа 20-футовых контейнеров на середине крышки.
Если судно не грузит более 2-3 контейнеров в высоту, то крепежа замками достаточно. Если же ярусов больше, то в ход идёт основной крепёж талрепами и штангами, растяжками и струбцинами.
В зависимости от типа конструкции крепёжных мостиков, расчётных усилий при качке и нагрузке, выбранного крепежа, на разных судах могут устанавливаться разные требования для основного крепежа. Чем больше контейнеров перевозит судно на палубе, тем серьёзнее крепёжные схемы и инструменты.
На нашем судне крепёж весьма простой, всего несколько видов крепёжных талрепов и штанг на верхнем крепёжном мостике, а сама схема лишь вертикальная. Я работал на судах, где контейнеры крепятся и горизонтальным крепежом, и вертикальным с разных ярусов, и растяжками.
Верхний конец штанги с крюкообразной поворотной головкой диагонально вставляется в угловой фиттинг контейнера и натягивается с помощью талрепа, жёстко прикреплённого к крепёжному мостику. Вторая штанга крестообразно крепится другим талрепом. Штанги по бортовым ярусам длиннее и жёстче, на них нагрузка больше, также и число их больше.
В море крепёж проверяется матросами ежедневно, еженедельно подтягивается. Обязательно подтягивается, если ожидается штормовая погода.
Весь крепёжный материал регулярно смазывается, проверяется, ремонтируется или заменяется. Для этого имеется расписание и график по каждому типу крепёжа. Раз в три месяца проводится полная инвентаризация всего крепёжного материала, на основании которой заказывается новый крепёж для пополнения.
Крепление и раскрепление контейнеров – работа портовых грузчиков, если не оговорено иное в контракте. Есть суда, где крепежом контейнеров занимаются члены экипажа, за это, как правило, доплачивают к зарплате. Но, профсоюзы грузчиков не жалуют такие компании, стараясь запретить или минимизировать такую практику, так как это отбирает работу у докеров.
#контейнеровоз #моряки #флот #море #моряк #работа #крепёж #перевозки