Специально для «Московских историй» читатель канала Валюткин рассказывает о невидимых постороннему глазу событиях, предшествовавших открытию к Олимпиаде-80 роскошного отеля "Космос" на проспекте Мира, 150, строившегося и оснащавшегося совместно с французскими специалистами.
Своё счастливое «босоногое» детство в Южинском переулке, с керосинками, примусами, тазами на кухне и «хлебными ароматами» я уже описывал, не менее счастливые школьные годы на Университетском и лихую Тушинскую юность - тоже, пришло время немного поностальгировать и о послеармейской, уже почти взрослой жизни.
Итак, 1980 год, Москва, середина августа. Аккурат к Олимпиаде-80 открывается отель "Космос" на проспекте Мира. (Время официального открытия июль 1979 года, фактического – июнь 1980-го). Огромная, шикарная гостиница из стекла и бетона последний «писк» (в нашем советском представлении) современного, французского отелестроения.
Я - здоровый, полный сил, желаний и надежд молодой мужчина, только вернувшийся из армии, усиленно занимаюсь поиском смысла жизни и самого себя в этой жизни и смело экспериментирую с выбором будущей профессии и оценкой маячащих на горизонте перспектив.
Очень вовремя старшие товарищи подсказывают, что ежели поначалу с "высшим" не заладилось, не стоит сразу впадать в прострацию и заламывать руки. Лучше, даже при малюсенькой должности и непрестижной работе постараться держаться по ближе к местам скопления людей обеспеченных и желательно импортного происхождения. Московские отели системы «Интурист» и являлись тем самым местом, где эти люди» имеются в огромных количествах.
Так я устраиваюсь обычным электриком в целых три гостиницы — по совместительству. Среди них и гостиница «Космос». Правда, плотный график лишает меня напрочь выходных, зато официальная зарплата 150+135+125 рублей чистыми. Плюс халтурка по мелочи (замена лампочки в торшере или ремонт розетки в номере) плюс регулярные, хорошие чаевые (за более продолжительную по времени работу). Итоговая сумма вырисовывалась в среднем более 600 руб. в месяц. Что, согласитесь, для 20-летнего пацана совсем неплохо.
Итак, «Космос». После пуска отеля в эксплуатацию французские специалисты всех основных направлений работали там ещё около года, передавая опыт технического управления и обслуживания здания нашим работникам. Нас, бригаду электриков в количестве 5 человек, посылают в помощь трем французам для установки по периметру 10-го этажа 50 декоративных светильников. На складе нам и им выдали по 25 штук, и мы, засучив рукава, начали работу – мы слева, они справа. «Встреча на Эльбе» должна была произойти в середине длинного изогнутого коридора, до того мы друг друга не видим. Но сначала про французов.
Им лет по 30 — 35, все одеты в одинаковые фирменные удобные комбинезоны, а также бейсболки, перчатки и берцы. У каждого - «пояс» для инструмента, респиратор «пыльные» очки и легкая каска, надетая поверх бейсболки. На запястьях - магнитные браслеты для удобного удержания - шурупов, гвоздей и прочей мелочи, которая у нас традиционно удерживалась собственным ртом. Все многочисленные карманы, карманчики и кармашечки пояса и комбинезона заморских мастеровых были заполнены разноцветным инструментом разного предназначения - отвертки всех видов и размеров, блестящие гаечные ключики, керны и пробойники, замысловатые пассатижи, клещи, кусачки, съемники и прочее — на все случаи жизни. Кроме того, при себе у них имелось два вместительных пластиковых кейса–бокса: один с дополнительным ассортиментом инструмента, второй с наборами расходного материала и комплектующих (дюбеля, шурупы, гайки, шайбы, винты и т.д.) - всех видов, типов, форм и размеров.
Но самым удивительным в завидном арсенале французов были универсальная дюралевая лестница-трансформер с прорезиненными ступеньками, настраиваемая под любую высоту, и непостижимый для ума советского человека шикарный перфоратор. Мощный, до мелочей продуманный, практически невесомый, с комплектом настоящих победитовых буров! Ещё у каждого имелась рация типа «воки-токи» для связи с диспетчером. К тому же уже в 1980 году у них был аккумуляторный шуруповерт, что в разы сокращало время монтажа любого оборудования.
Работа у французов спорилась: отчёт 30 шагов, нахождение при помощи рулетки середины потолка, мгновенное бурение отверстия, примерно 10-15 секунд, установка специального дюбеля, еще секунд 5 -10, и крепеж к нему соответствующего прибора в сборе при помощи шуруповерта. Ещё секунд 10 – 15, и всё! Никакой пыли, грязи, мусора. Операция повторялась как под копирку. #валюткин
В следующей части рассказывается об оснащении и работе "нашей" части бригады электриков: «Мы не отступали, вновь выковыривали цемент из паласа и запихивали в дырку на потолке».