Найти тему
sevprostor

Удививший меня диссонанс на нескольких исторических фотографиях

Это крестьянки Рязанской губернии, сфотографированные в 1910 году. Но что за нарядный ребенок на руках, как думаете? Уж больно роскошная одежда на нем. А чепчик-то какой! Легко подумать, что ребенок принадлежит кому-то зажиточному, а крестьянка - кормилица. Но не все так просто, кормилицы ведь жили в хозяйском доме, пока кормили ребенка. А тут фото снято явно на фоне деревенского дома. Так что получается, ребенок крестьянский. Откуда же такая одежда у достаточно небогатых людей, у которых даже ради фотографии не нашлось обуви, получше лаптей, да и дом явно не выглядит зажиточным. Люблю такие загадки, но ответа на них вряд ли удастся найти, одни лишь домыслы.

Хотя, вот тут маленькие детки тоже нарядно одеты. Старшие дети, как и взрослые, в национальной традиционной одежде, а детишки немного выбиваются и одеты явно по городской моде. Интересный диссонанс.

Правда, тут, в отличие от предыдущих крестьянок женщина (на фото слева) в современной нарядной одежде. Возможно, это она так модно нарядила малышей.

-2

А вот еще изба явно бедная. Первый признак бедноты - соломенная крыша. Да и общая изношенность постройки. А труба в доме кирпичная...

-3

Хотя бедняцкие избы были зачастую вообще без трубы и могли топиться по-черному (на фото пример черной избы).

-4

Либо, если труба и имелась, то была деревянной.

-5

Но вполне можно предположить, что дом построили зажиточные люди, которые вскоре обеднели. Дом износился, а труба кирпичная долговечная, потому так и стоит.

Буквально недавно читала о мужчине, который собрал сведения про свою родословную. Родословная его оказалась очень глубокой – крайний человек, до которого удалось докопаться, упоминается в переписи Архангельской губернии 1585 года. И вот даже у него есть несколько упоминаний про обедневших родственников:

В писцовых книгах, которые есть в открытом доступе в интернете, можно найти много удивительных записей. Например, «Двор пуст Евсея Громова от хлебной скудости покинул впусто, а сам живёт на Большом погосте в трапезниках ходит по миру», «выслан в работники в Санкт Питербурх в прошлом 712‑м году и там умре»,
«Изба пустая смертного убойца Захара Елфимова а он Захар седит в Каргополе в тюрьме». В одной из таких книг Дмитрий и отыскал своего родственника.

В писцовой книге 1585 года есть запись: «За рекою, за Вычегдою, деревня Выямково, двор Фильки Клименьева пуст, Филька обнищал».


Обнищать раньше было очень легко: болезнь стада, неурожай, пожар, неожиданная смерть основного кормильца, да мало ли что. И вот ты из зажиточного становишься нищим. И из былой роскоши осталась лишь кирпичная печь, да, возможно, нарядное традиционное свадебное платье, которое перешло тебе еще от бабушки, и хранишь его до последнего.

-6

Но продолжая заявленный в заголовке диссонанс. Вот еще одно интересное фото контрастов. Мельница, разъезженная дорога, наверняка грязь, и такие нарядные дамочки по ней прогуливаются. И даже фотографа прихватили, чтобы их снял. Раньше ведь не гуляли с фотоаппаратами, и не могли просто так достать технику из кармана, чтобы сфотографировать что-то понравившееся. Тут явно имеет место подготовка. Вероятно, женщин заранее решили сфотографировать именно на таком фоне. Интересно, чем он привлек?

-7

Тоже мельницы. Почти что избушки на курьих ножках. Тут ничего необычного, просто кадр захотелось показать, что-то в нем есть сказочное. Жалко, все это в прошлом, и почти нигде не сохранилось, а то ведь такие мельницы выглядят просто потрясающе.

-8

Тоже интересный момент. Люди часто смотрят на старые фото и о материальном положении судят по тому, что на женщине надет нарядный головной убор, есть кольца, сережки (вполне возможно, что и золотые) и прочие украшения. И думают, что это говорит о достатке изображенного на фото человека.

Но на самом деле это говорит лишь о том, что люди были готовы тратить последние деньги на украшения. Стремление к выживанию и красоте - одно из важнейших стремлений. Но достатка при этом у людей могло не быть, а условия жизни могли быть тяжелейшими.

-9

Недавно я цитировала художника А.А. Борисова, путешествовавшего по Арктике в конце 19, начале 20 века. И про тех же ненцев он писал вот что (на этом фото женщина-саами, тоже кочующий северный коренной народ):

«Вообще жизнь в Большеземельской тундре не сладка. Еще более горькой должна она казаться такому самоеду, у которого нет даже юрты, и он принужден (летом, по крайней мере) жить просто под лодкой. Зимой же какой-нибудь самоед из жалости к нему и его семье пустит к себе в чум.

Но, невзирая даже на такие лишения, всё же в тундре нередко встречаются модницы. Вот самоед ушел на охоту ловить рыбу или убить зверя, чтобы не умерли с голоду его жена и дети. А самоедке и горя мало. Ее привлекает больше всего на свете красный кусочек сукна. Она осторожно, любовно достала из своего мешочка красный лоскуток, и вся погрузилась в него. Она вырезывает и вышивает пестрый самоедский рисунок на подоле своей малицы, дабы еще больше понравиться своему косоокому мужу.

Тут же возле лодки-жилья расположено незатейливое самоедское добро: котелок для варки мяса и рыбы, чайник для чая, без которого самоеды не могут прожить ни одного дня. Красный в виде гроба ларь, в котором хранится масло на случай встречи дорогого гостя в тундре; хлеб, пожалуй, такой же старый, как и сам самоед. Тут же в ларе в ветхой тряпочке завернуты любовно идол и нередко вместе с иконой».

Это же относится не только к коренным народам. Люди всегда стремились к красоте. Недаром так кропотливо украшали свои платья, свои дома, свои инструменты. Денег у людей, может, и нет. Но они будут добывать речной жемчуг или красивый мех, будут прясть и красить нитки естественными красителями, будут месяцами высиживать за вышивкой и прочими мелкими работами, но по возможности окружат себя красотой. А условия жизни и комфорт при этом могут быть не сильно лучше, чем у последних современных маргиналов. Вот такой диссонанс, не всегда понятный уже в наше время.