В 1991 году австралийские рыбаки выловили огромную тигровую акулу. Больше двух тонн весом и пять метров в длину. Английский художник Дэмьен Хёрст купил животное и поместил его труп в специальный герметичный контейнер, заполненный формальдегидом. Под названием «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» Хёрст выставил конструкцию как произведение искусства на аукционную продажу с помощью своего приятеля – известного арт-дилера и коллекционера Чарльза Саатчи.
Желающих приобрести оказалось много, но в итоге акулу купил американский трейдер и миллиардер Стив Коэн - за 12 миллионов долларов.
Дэмьен Херст - один из самых известных британских художников. В настоящее время у него есть целая фабрика, где трудятся гастрабайтеры другие художники, создавая произведения искусства – потоком, на продажу. Такая же фабрика была в свое время у Энди Уорхола.
Купить купил, а куда ее ставить? Миллиардер никак не мог решить этот вопрос. Сгоряча он даже подумывал осчастливить приобретенным сокровищем Музей современного искусства в Нью-Йорке, просто передав как подарок родному городу. Но, видимо, так и не решился – все-таки 12 миллионов долларов на дороге не валяются. Так что акула все-таки осталась в частной коллекции.
А вскоре выяснилось, что формальдегид подвел: акула начала портиться и разрушаться на глазах.
Что ж… Ничего страшного! В 2006 году под авторским надзором творца прежнюю акулу в резервуаре заменили новой.
В итоге среди критиков поднялась волна споров – то же самое ли это произведение искусства теперь или уже «совсем другое»? Иными словами - что важнее: сам предмет искусства или оригинальная идея?
Что объективно ценно для искусства: феномен или концепция? Этот вопрос не нов. Он преследует современное искусство, вероятно, со времен «Черного квадрата» Малевича. Как известно, «Черный супрематический квадрат», существует, как минимум, в 4-х экземплярах, причем часть их считается не авторскими копиями, а вариациями. Первый появился в 1915 году.
А в 1917 в Нью-Йорке в обиход искусствоведов впервые вошло понятие «арт-объект».
Французский художник Марсель Дюшан, прогуливаясь со своими друзьями, заглянул в магазин сантехники «Матт» на Пятой авеню и приобрел там самый обыкновенный писсуар. Вернувшись в свою студию, он поставил писсуар на стол плоской стороной вниз, подписал его «Р. Матт, 1917» и придумал название: «Фонтан».
Дюшан планировал продемонстрировать свое творение на выставке, организованной Обществом независимых художников, где он сам председательствовал. Выставиться там мог практически любой: требовалось только заплатить один доллар, чтобы вступить в Общество и еще пять, чтобы твое произведение оказалось на выставке.
Дюшан внес деньги, но вдруг происходит странное, хотя, наверно, ожидаемое: Общество, которое считало своим долгом противостоять традиционному мещанскому искусству, не позволило Дюшану выставить «Фонтан». Потому что – «Это же неприлично!»
Дюшан тут же покинул Общество, объявив его участников лицемерами: ведь они сами не верили в те ценности, о которых говорили. Так что противостоять мещанству Дюшану предстояло в одиночку. Вряд ли он добился бы многого, если б не его друг - Альфред Стиглиц, фотограф с мировым именем. Поскольку одиозное произведение так никто и не решился выставить на публике, Стиглиц увековечил «Фонтан» в своих фотографиях. Снимки обошли весь мир. И тут завертелось!
Марсель Дюшан достиг мировой славы.
Обычный писсуар стал самым знаковым произведением современного искусства, получив название «реди-мейд» (от английского ready made - готовое изделие).
На сегодняшний день существует аж пятнадцать «Фонтанов», на которых стоит подпись Марселя Дюшана. И все они стоят невероятных денег.
Можно ли считать это искусством?
Конечно, если идея превыше ремесла, то сами материальные произведения искусства не важны. Это рассуждение открыло широкую дорогу акционизму – движению в современном искусстве. Акционисты проповедуют именно такую трактовку: в основе всего идея. И весь смысл искусства – вызывать эмоции. Будить спящий разум – тот самый, который порождает чудовищ, согласно Франциску Гойе. Но ведь и современное искусство порождает чудовищ не меньше.
Много ли эстетики в пластинации – «скульптурах», которые Гюнтер фон Хагенс создает из трупов? Его выставки обошли весь мир. Не будем даже упоминать о таких крайностях, как выходки группы «Война» в Питере или Петра Павленского в Москве и Париже, или о картинах румынской художницы Тими Пал, рисующей менструальной кровью (и это не самый плохой вариант, бывают «материалы» и более отвратительные)…
Когда у «творца» главная и, по сути, единственная задача в том, чтобы шокировать публику, вызвать скандал – нет смысла удивляться результату подобного «искусства». Искусства – в понятии высшего уровня мастерства – в таких произведениях нет от слова «вообще»!
Однако неквалифицированного труда при этом может оказаться довольно много и стоить может дорого.
Как например, «Триумфальная арка в обертке» - это «произведение искусства» буквально пару дней назад закончили монтировать в Париже. 95 человек обернули знаменитую парижскую Триумфальную арку 25 тысячами квадратных метров серебристой ткани, придав архитектурному сооружению вид подарка в обертке.
Придумал это американский художник Христо Явашев, умерший год назад. Вместе со своей женой Жанной-Клод де Гийебон (умерла в 2009) он уже оборачивал тканью Рейхстаг и плавучие пирсы в Италии. Проект в Париже закончил его сын. Что тут скажешь? Замысловатый способ потратить 14 миллионов евро (да, вот столько и стоила затея). Тут, конечно, любой задумается: а может, в этом все-таки что-то есть? Ну, а иначе – зачем столько денег тратить? Наверно, была какая-то очень важная идея?
Может, была. Может, она в том и состояла, что кто-то потратит 14 миллионов. А кто-то их приобретет.
Во всех этих историях о современном искусстве постоянно присутствует тема денег. Идеи идеями, но ведь откуда-то берется и огромная цена всех этих «произведений искусства»?
Если обычный писсуар времен Моршана стоил не больше 20 долларов, то как нагнать на него цену в миллион?
Только с помощью маркетинга.
Если бы не искусствоведы, критики, арт-дилеры и аукционные дома, если б не вся эта огромная сопровождающая современное искусство орда экспертов и консультантов – ну кто мог бы отличить дохлую акулу в резервуаре с формальдегидом от «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» одного из самых известных мастеров Брит-арта – Хёрста?
Да нет, любой бы мог. Когда на резервуаре стоит подпись, лейбл. Торговая марка.
А когда не стоит? Тогда призадумаешься – точно ли перед тобой произведение искусства?
Москвичи с 15 августа гадают – что же им такое показали на Болотной набережной.
Удивиться тенденциям современного искусства, узнать, как строится работа арт-дилеров и почему самые известные аукционные дома Сотбис и Кристи проводят свои вечерние аукционы, чередуясь, только 2 дня, как не прогадать на продаже или покупке произведений искусства и вообще всю подноготную этого прекрасного бизнеса – вы можете из следующих любопытных книг.
«Как продать за $12 миллионов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах» Дональд Томпсон
Иногда кажется, что во многих произведениях современного искусства вовсе нет того глубокого смысла, о котором говорят критики? «Вам не кажется!» – утверждает экономист, знаток искусства и автор нескольких бестселлеров о современном искусстве Дональд Томпсон.
Или воспользуйтесь саммари этой книги по ссылке.
«Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси» Уилл Гомперц
Современное искусство у многих вызывает в лучшем случае недоумение, а в худшем – сарказм. Уилл Гомперц, художественный редактор ВВС, взял на себя смелость рассказать, почему картины Мондриана такие дорогие; почему «Черный квадрат» – это шедевр; как так вышло, что кубофутуризм оказался навсегда связан с фашизмом. И еще много интересного, после чего все встанет на свои места, а современное искусство перестанет быть пугающе непонятным.
Или воспользуйтесь саммари этой книги по ссылке
#современное искусство #обзор книг