25 августа 2020 года прекратила своё существование крупнейшая троллейбусная система столичного городского транспорта. В ночь на эту дату в парк на Нагатинской улице зашёл троллейбус БКМ-321 с бортовым номером 8341, работавший на маршруте м4 (бывший маршрут 62). Сегодня этот троллейбус 2017 года выпуска возит пассажиров по улицам Саратова.
Как сегодня выглядят бывшие троллейбусные маршруты и как сильно они видоизменились, когда отпала необходимость привязки к контактной сети. Предлагаю быстро про ним пробежаться.
Перед тем, как мы начнём, хочется сразу отметить, что спустя год после закрытия системы, автобусных маршрутов по бывшим троллейбусным пока ещё больше, чем электробусных. Но количество электробусов тоже увеличивается, также создан сборный цех на базе завода СВАРЗ.
Актуальность статьи со временем будет теряться, поскольку маршруты по-любому будут подвергаться изменением. Ну что ж, тогда появится хотя бы историческая ценность. А теперь погнали.
Маршрут Б: заменён на автобусный Б.
Трасса немного изменилась: автобусы не едут больше через тоннели в районе Калужской, Серпуховской и Таганской площадей. Для них организована наземная схема движения.
Маршрут 1: заменён на автобусный т1, затем м1.
Троллейбусы ходили от больницы имени Боткина до ст.м. "Нагатинская" (ранее до Нагорного проезда). В связи с тем, что маршрут проходил по так называемому “кремлёвскому кольцу”, которое было односторонним до 2017 года, троллейбусы в сторону Нагатинской шли через Бульварное кольцо. Маршрут т1 сначала полностью дублировал троллейбусный, затем был продлён до больницы РЖД на Волоколамском шоссе, а на юг пошёл по Ленинскому проспекту до улицы Кравченко вместо Варшавского шоссе. Участок маршрута от к/т Ударник до Нагатинской компенсировал троллейбусный маршрут 8, затем автобусный - т8.
Маршрут м1 стал частью сети “Магистраль” и поехал по Тверской и Моховой в обе стороны.
Маршрут 2: заменён на автобусный т2, затем м2.
После выпиливания большей части троллейбусных маршрутов из центра в 2016 году, по 2-ому маршруту поехали автобусы. После введения двухстороннего движения на “кремлёвском кольце” и транспортного хаба у ст.м. “Китай-Город” маршрут пошёл в центр по Воздвиженке, минуя бульвары и набережные. Позже, получил номер м2 и от Лубянки продлён в сторону Рижского вокзала.
Маршрут 3: заменён на автобусный т3.
Троллейбусы 3-го маршрута ходили от Трубной площади до улицы Милашенкова, затем незадолго до перевода на автобусы перестали заезжать внутрь Садового кольца, разворачиваясь под Самотёчной эстакадой. Автобус т3 разворачивается у метро Маяковская и с кольца сразу поворачивает на Долгоруковскую. Продлён до станции метро и МЦК Владыкино.
Маршрут 4: заменён на автобусный т4.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 5: отменён ещё в 2007 году в связи с закрытием конечной в Лужниках. Заменён на автобусный маршрут 05, позже отменён совсем. Сегодня часть маршрута охвачена автобусами 15, 255 и т79.
Маршрут 6: заменён на автобусный т6.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 7: заменён на автобусный т7, затем переведён на электробусы.
Трасса осталась прежней, за исключением участка через Ломоносовский проспект. Автобусы, а затем и электробусы с Воробьёвского шоссе шли напрямую по Косыгина.
Маршрут 8: заменён на автобусный т8.
После благоустройства Пятницкой и Большой Ордынки, в 2016 году 8 троллейбус перенаправили по Большой Полянке к к/т Ударник. Трасса автобусного маршрута осталась прежней.
Маршрут 9: заменён на автобусный т9, затем м9.
Изначально шёл трассой троллейбуса через Мясницкую улицу, позже в обе стороны по Сретенке и Большой Лубянке. Продлён до Китай-Города на юге и до Владыкино на севере.
Маршрут 10: заменён на автобусный т10.
Продлён от Даниловской площади до станции метро “Нагатинская”.
Маршрут 11: заменён на автобусный т11.
Трасса осталась прежней.
Был также маршрут 11к, отменён. Большая часть продублирована автобусом 901к.
Маршрут 12: отменён без замены.
Маршрут троллейбуса 12 в последние годы только и делали, что урезали. Его финальный вид практически дублировался другими маршрутами. Классическая трасса 12 маршрута от больницы РЖД (МПС) до Китай-Города сегодня представлена маршрутом м1 и 904.
Маршрут 13: заменён на автобусный т13, затем переведён на электробусы.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 14: заменён на автобусный т14, затем переведён на электробусы.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 15: заменён на автобусный т15, затем 15 (номер освободился в результате передачи 15 маршрута в Реутове перевозчику Мострансавто).
Трасса осталась прежней.
Маршрут 16: отменён без замены.
Фактически его повторяют маршруты автобусов 255 и м27.
Маршрут 17: заменён на автобусный т17, затем переведён на электробусы маршрута м17.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 18: заменён на автобусный т18, затем переведён на электробусы.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 19: заменён на автобусный т19.
Продлён до ст.м. “Петровско-Разумовская” (продлён почти в два раза).
Маршрут 20: заменён на автобусный т20, позже видоизменён под номером 345.
Вместо Серебряного Бора автобусы следуют по трассе маршрута бывшего маршрута т35 (до улицы Маршала Тухачевского).
Маршрут 21: заменён на автобусный т21, затем переведён на электробусы.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 22: заменён на автобусный т22.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 23: заменён на автобусный 223.
Вместо Измайловского бульвара автобусы поехали через ст.м. “Первомайская” и Первомайскую улицу.
Маршрут 24: заменён на автобусный т24.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 25: заменён на автобусный т25, позже на электробусы.
Троллейбус отменили в связи с реконструкцией улицы Покровка ещё в августе 2014 года.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 26: заменён на автобусный т26.
Трасса осталась прежней. Конечная “Карачаровский путепровод” переименована в ст.м. “Стахановская”.
Маршрут 27: заменён на автобусный т27.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 28: заменён на автобусный т28.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 29: заменён на автобусный т29.
На севере продлён до метро и МЦК Владыкино, на юге частично изменена схема движения у Савёловского вокзала и ст.м. Петровский Парк/Динамо. В частности, отменён разворот на Новослободской улице, а вместо Верхней Масловки автобусы делают круг через Новую Башиловку и Ленинградский проспект.
Маршрут 30: заменён на автобусный т30.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 31: заменён на автобусный т31, позже А.
Продлён до Комсомольской площади через Цветной бульвар, Садовое кольцо и Каланчёвскую улицу.
Маршрут 32: заменён на автобусный т32.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 33: отменён без замены.
Фактически, после погрома 2016 года 33-й слился воедино с 84 и 62 маршрутом в м4. Классическую трассу 33 маршрута сегодня повторяет м1 (от улицы Кравченко до ст.м. Охотный ряд), 144к (от улицы Кравченко до Калужской пл.) и 144 в режиме “экспресс” до ст.м. Китай-Город. В троллейбусном исполнении 33 маршрут после Китай-Города выходил через Китайгородский проезд на набережную, затем через Соймоновский проезд и Волхонку возвращался на Боровицкую площадь. Сегодня эту часть не повторяет ни один маршрут.
Маршрут 34: заменён на автобусный т34, затем на электробусы.
Продлён до ст.м. “Парк Победы”.
Маршрут 35: заменён на автобусный т35, затем на м35.
С апреля 2021 года классический 35 маршрут был изменён: вместо улицы Заморёнова автобусы поехали по Красной Пресне, а вместо поворота к улице Маршала Тухачевского маршрут прошёл по основной трассе проспекта Маршала Жукова через Живописный мост в Крылатское, захватив улицу Крылатские Холмы, Осеннюю и Осенний бульвар. Таким образом, продлён до ст.м. Крылатское.
Маршрут 36: заменён на электробусный маршрут т36.
Продлён до Вагоноремонтной улицы (Дмитровское шоссе, 155).
Маршрут 37: отменён без замены.
Фактически являлся укороченной версией маршрута 9. Также, частично продублирован маршрутом автобуса 85.
Маршрут 38: заменён на автобусный т38.
Продлён до станции метро “Кожуховская”.
Маршрут 39: заменён на автобусный т39.
Укорочен до ст.м. Парк Победы в связи с отсутствием сквозного движения по улице Барклая (частично это восполнил т39к в объезд через Минскую улицу). Продлён по Садовому кольцу до Триумфальной площади.
Маршрут 40: заменён на автобусный т40, затем снова вернулся, как троллейбусный. Это был единственный случай обратного возрата, не считая замен из-за временного ремонта контактной сети.
Продлён на три остановки в Северное Бутово (Коктебельская улица).
Маршрут 41: заменён на автобусный т41.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 42: заменён на электробусный маршрут т42.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 43: заменён на автобусный маршрут т43.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 44: отменён без замены.
Фактически являлся укороченной версией 2 маршрута. Связь Нового Арбата, Бульварного кольца и набережных на сегодня отсутствует, поэтому машрут сегодня не повторяется. Частично продублирован м27.
Маршрут 45: переименован в м8, заменён на автобусный м8.
Продлён на одну остановку до Дангауэровки.
Маршрут 46: отменён без замены.
Отмена произошла в 2014 году по причине низкой востребованности. По сути, вместе с отменой 68 и 75 маршрута это послужило тревожным звоночком к крушению всей сети.
Фактически, дублируется трамваями по Нагатинской улице.
Маршрут 47: заменён на автобусный маршрут т47, затем на электробусы.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 48: отменён без замены.
Частично дублируется электробусным маршрутом 33.
Маршрут 49: заменён на автобусный маршрут т49.
Продлён до станции метро “Ломоносовский проспект”.
Маршрут 50: заменён на автобусный маршрут т50, затем на 650.
С Донецкой улицы продлён по Новочеркасскому бульвару до станции метро “Марьино”.
Маршрут 51: заменён на автобусный маршрут т51.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 52: заменён на автобусный маршрут т52, затем на электробусы.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 53: заменён на автобусный маршрут т53, затем на электробусы.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 54: заменён на автобусный маршрут т54.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 55: заменён на автобусный маршрут т55.
Продлён на одну остановку до ст.м. “Первомайская”.
Маршрут 56: заменён на автобусный маршрут т56, затем на электробусы.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 57: заменён на автобусный маршрут т57.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 58: заменён на автобусный маршрут т58.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 59: заменён на автобусный маршрут т59.
Продлён в Серебряный Бор.
Маршрут 60: заменён на автобусный маршрут т60.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 61: заменён на автобусный маршрут т61, затем на электробусы.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 62: переименован в м4, заменён на электробусы.
Укорочен до Калужской площади в связи с нехваткой мест для зарядки на Ударнике. Троллейбус именно этого маршрута завершил основную историю работы “рогатых” в Москве.
Маршрут 63: переименован в м7, заменён на автобусы м7. Маршрут является экспрессом. Укорочен до ст.м. Китай-Город. Маршрут 63к заменён на автобусный маршрут т63. Трасса осталась прежней.
Маршрут 64: заменён на автобусный маршрут т64.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 65: заменён на автобусный маршрут т65.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 66: заменён на автобусный маршрут т66, затем на 366.
Маршрут 366 продлён до улицы Герасима Курина, однако вместо Большой Филёвской автобусы поехали по Кастанаевской улице.
Маршрут 67: заменён на автобусный маршрут т67.
Продлён от Автозаводского моста до МЦК “ЗИЛ” через проспект Лихачёва.
Маршрут 68: отменён без замены.
Причина: низкая востребованность на участке шоссе Энтузиастов от Свободного проспекта до 3-й Владимирской улицы. Однако, это было лишь начало большого погрома. 20 маршрут автобуса ведь никто не отменил.
Маршрут 69: отменён без замены.
Отменён ещё в 2012 году, по сути слился с маршрутом троллейбуса 15.
Маршрут 70: заменён на автобусный маршрут т70.
Трасса осталась прежней. Маршрут 70к отменён.
Маршрут 71: заменён на автобусный маршрут т71.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 72: заменён на автобусный маршрут т72.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 73: заменён на электробусный маршрут т73.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 74: заменён на автобусный маршрут т74.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 75: заменён на автобусный маршрут т75, затем на электробусы.
Продлён к 3 мкр. Новокосина до улицы Николая Старостина с сохранением прежней конечной.
Примечательно, что ранее троллейбус с таким же маршрутом был отменён в 2014 году на Волгоградском проспекте. Он ходил от улицы Академика Скрябина до ст.м. "Текстильщики", а изначально - до Шарикоподшипниковской улицы. Причины отмены те же, что и у 46 и 68.
Второй примечательный факт - новый троллейбусный маршрут 75 появился на фоне погрома и позже, стал одной из причин отмены 811 маршрута.
Маршрут 76: заменён на электробусный маршрут т76.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 77: заменён на автобусный маршрут т77.
Продлён до станции Перово по улице Плеханова. Был один из самых частоходящих маршрутов троллейбуса с интервалом в среднем 2-3 минуты.
Маршрут 78: заменён на автобусный маршрут т78.
Продлён в микрорайон Северный.
Маршрут 79: заменён на автобусный маршрут т79.
Трасса осталась прежней, за исключением разворота через Триумфальную площадь. Автобусы следуют напрямую с Садового кольца на Баррикадную улицу.
Маршрут 80: заменён на электробусный маршрут т80.
Продлён от Осташковской улицы до платформы Лось.
Маршрут 81: заменён на автобусный маршрут т81.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 82: заменён на автобусный маршрут т82.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 83: заменён на автобусный маршрут т83, затем на электробусы.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 84: отменён без замены.
Фактически являлся укороченной версией маршрута 62. Слился с 62 и 33 маршрутом в маршрут м4.
Маршрут 85: заменён на автобусный маршрут т85.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 86: заменён на автобусный маршрут т86.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 87: отменён без замены.
Фактически, являлся укороченной версией маршрута 22.
Маршрут 88: заменён на автобусный маршрут т88, затем на электробусы.
Трасса осталась прежней.
Маршрут 95: отменён без замены.
Фактически являлся укороченной версией 79 маршрута, троллейбусы ушли на его усиление.
Как видим, большинство троллейбусных маршрутов остаётся автобусными. Если раньше троллейбусы ходили стабильно, в связи с хватающим их количеством, то вот с автобусами на их месте другая немного ситуация. Особенно, учитывая тот факт, что многие автобусы-заменители были выдернуты с других маршрутов.
Также, можно заметить, что огромная часть маршрутов не претерпела серьёзных изменений. Посмотрим, что будет через год.
Спасибо за просмотры! Если вам было интересно, ставьте лайк!