Space Shuttle и он же «Космический челнок»- одна из самых ярких научных программ в истории человечества. Старт этого корабля был по настоящему красив.
Белый челнок, окруженный пламенем, взмывал вдаль из неба Флориды. В этом всегда было некое волшебство и я жалею, что уже никогда не увижу этих полетов собственными глазами.
Идея о том, что космический корабль может быть многоразовым витала в воздухе еще с первых полетов человека в космос. Известно, что С.П. Королев и В.П. Глушко признавали будущее космонавтики за многоразовыми системами.
Разумеется в начале 1960-х такой аппарата виделся инженерам в виде орбитального ракетоплана, способного совершать посадку на полосу ВПП как это делает самолет.
Планов на будущее Шаттлов было множество. Планировалось, что челноки смогут летать в космос более сотни раз, доставлять грузы на орбиту, помогать в освоении Луны и даже совершить экспедицию к Марсу.
На создание требуемого базиса для ушло более 20 лет. За это время были решены все фундаментальные проблемы такого типа аппаратов и в 1981 первый космический челнок «Колумбия» (OV-102) вывел астронавтов на орбиту.
Нужно ли говорить, что ожидания не совпали с реальность. Да, Шаттлы, могли летать в космос множество раз. Да, они могли выводить на орбиту до 23 тонн, а в космос можно было единоразово закинуть до 8 человек.
Но чего у них точно не получалось, так это делать это дешево- каждый полет челнока стоил как запуск сверхтяжелой ракеты и тут нет преувеличений, система действительно выводила на орбиту до 130 тонн и поэтому просто не могла стоить дешево.
Многоразовым был не только челнок. По задумке, твердотопливные бустеры, отбрасываемые в процессе полета приземлялись с помощью парашютных систем в океан, но в процессе эксплуатации выяснилось, что большинство бустеров таки приходят в негодность при контакте с водой.
Не оправдалось и военное предназначение челнока, ведь к моменту первого полета возможности МБР сделали ненужными орбитальные бомбардировщики.
Но начиная с 1980-х годов программа Space Shuttle внесла неоценимый вклад в развитие космонавтики.
Имея собственные двигатели, манипулятор и грузовой отсек, Шаттл мог не только вывести любой космический аппарат на орбиту, но и забрать его на Землю. С помощью этих кораблей космос был доставлен космический телескоп Хаббл, а также проведены несколько его модернизаций.
Именно челноки помогали создавать МКС, на первых этапах ее жизни, пристыковая модули не имевшие собственных двигателей.
В ходе эксплуатации было потеряно два ракетоплана. Каждая потеря была жестким ударом для мировой космонавтики.
После событий 2003 года вся программа оказалась под вопросом. Для стабильной работы системы требовалось иметь не менее 4 челноков. Без этого стоимость обслуживания серьезно росла.
Строить новый челнок после 2003 года никто не решился, а потому красивая и мощная космическая птица "Атлантис" совершил свой последний полет в 2011 году, закрыв эпоху челноков.
Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно😉