Пока экологи и прочие "зеленые" обсуждают возможные будущие последствия, в виде обмеления Черного моря, в июне этого года в Турции были начаты работы по строительству канала "Стамбул", который должен соединить Черное море с Мраморным.
Первый вопрос, который напрашивается, взглянув на карту... а зачем? Зачем вбухивать 13 миллиардов долларов в объект, аналог которого, созданный природой, находится всего в 40 километрах восточней (Босфор)? Но такой вопрос может возникнуть у человека, интересующегося географией, но не интересующегося политикой, геополитикой. Ведь не зря же говорится: если ты не интересуешься политикой, это не значит, что она не интересуется тобой.
В рассказы турецкой стороны о том, что все это только во благо экологии Босфора и что бы снять с него транспортную нагрузку (в год через Босфор проходит 56 000 судов), верится очень слабо, а вот в геополитические амбиции Турции - вот в это верится, без сомнений.
Территориально Турция хоть и владеет Босфором, но юридически не имеет над ним полной власти. Этой власти турков лишает знаменитая конвенция Монтрё (названная так по городу в Швейцарии, где она была подписана в 1936г), которая восстановила суверенитет Турции над проливами Босфор и Дарданеллы. Согласно нее у торговых судов нет ограничений по перемещению проливами, а вот по судам военным, есть оговорки, касающиеся стран черноморского региона и "гостей".
Интересный момент, более 80% жителей Стамбула против этого строительства, но, кто их, собственно, спросит, учитывая, что канал по прогнозам, будет приносить до 8 миллиардов долларов в год государству и помимо этого существенно перекроит геополитическую ситуацию в этом регионе, увеличив влияние Турции. Ведь, как бы это не звучало, то, что сейчас кажется невозможным, вовсе не означает, что этого быть не может никогда. А вдруг Босфор в один прекрасный момент перестанет пропускать суда - фантастика? Не думаю. Ведь случиться может все, что угодно, в наше нестабильное время, ну, допустим, "карманные" террористы заминируют пролив, да все, что угодно... Все. Мог ли кто-то всерьез предположить три года назад, что в мире разразится такая пандемия, что будут закрыты целые страны, не говоря уже о городах, прекращено любое транспортное сообщение, введены, невиданные ранее, карантинные меры, отменены и перенесены, казалось бы, глобальные мероприятия, которые не отменялись никогда! Нет. Никто не мог этого предположить. Поэтому и прекращение судоходства через пролив не стоит считать чем-то нереальным, несбыточным.
Допустим, случилось ЧП, пролив закрыт. Страны причерноморья заперты. Но. Ведь есть канал "Стамбул", которым единолично владеет Турции и никакие конвенции ее теперь не сдерживают и не ограничивают, а вот теперь и договаривайтесь с османами...
В общем, канал "Стамбул" для Турции не просто гигантский инфраструктурный проект, это еще и геополитический рычаг, огромнейший рычаг, которым турки обязательно воспользуются, а иначе... зачем его вообще строить?
Тут сразу вспомнилась история из истории. В прошлом веке министр иностранных дел СССР А.А.Громыко предложил быстрое решение проблемы возможного перекрытия Босфора - всего два залпа и в распоряжении советского флота будет еще пара каналов, правда, на месте Стамбула...