Несмотря на то, что над созданием парфюмерии во времена существования Советского Союза работали по-настоящему талантливые и одаренные в профессиональном плане люди, для большинства женщин самым желанным ароматом были "настоящие французские духи".
Конечно же, тот богатый ассортимент отечественных ароматов, который предоставляла советская парфюмерная промышленность, позволял каждой женщине найти что-то свое, соответствующие личным пристрастиям, но все же в приоритете всегда были именно заграничные ароматы, считавшиеся престижными, модными, стильными.
И лишь сейчас, когда страсть по заграничным товарам полностью удовлетворена, когда стало очевидно, что не всякие "настоящие французские духи" подходят под личный стиль, когда многолетней практикой отточены навыки улавливать тончайшие нюансы каждого аромата, нередко возникает желание устроить себе свидание с духами советских времен.
Они были разными: удачными и не очень, востребованными и стоявшими на полках чуть ли не в каждом промтоварном магазине, с оформлением флакона и коробочки, достойным называться произведением искусства и очень простым, лаконичным дизайном. Та же картина наблюдалась и в названиях советских духов. И если совсем недавно мы с вами рассматривали параллели между парфюмерией и шоколадными конфетами, то сегодня обратимся к теме музыки. Итак, вспоминаем советские духи с "музыкальной" тематикой в названии.
"Ноктюрн"
Наверное, этот парфюмерный шедевр прошлых времен будет одним из первых, который придет на ум при выстраивании логической цепочки "музыка - советская парфюмерия". Это были не самые дешевые духи, но и не настолько дорогие, чтобы их было трудно купить - 15 руб. Но за эту сумму обладательница заветного флакончика получала "дорого звучащий" аромат.
Запах был невероятно стойким, многогранным и неоднозначным: в нем звучала и осенняя легкая горчинка, и легкие цветочно-фруктово-медовые ноты, и небольшая шипровая "колючесть", и все это - в очень чистом, красивом звучании. Многие улавливают схожесть "Ноктюрна" с "Диореллой", но какие бы ассоциации эти духи ни вызывали, их любили именно за удивительно волнующий, женственный и "взрослый" аромат.
"Рондо"
Этот аромат, цена которого составляла 10 руб., был детищем двух предприятий - отечественной фабрики "Новая Заря" и болгарского предприятия "Ален мак". Изначально флакон был высокий, граненый и изящный, но ближе к 90-м появилась другая версия - округлая приземистая форма с золотистой крышечкой.
Аромат был настроен на создание ассоциаций о природе, теплом весеннем дне, когда в воздухе витают запахи свежего сена и душистых цветов. "Звучал" этот аромат прохладно и немного сдержанно, что предполагало универсальность его использования - т.е. подходящим как женщинам, так и мужчинам.
"Кантата"
Духи, выпущенные на Харьковской парфюмерной фабрике, относились к категории не самых дорогих по цене (5 руб.) и довольно простых по ароматической композиции. Аромат сочетал летучие цитрусовые ноты с ягодами и цветами, вызывая мысли о солнечных летних днях, безмятежности и легкости бытия. Это был нестойкий, несколько "легкомысленный", в отличие от солидного "Ноктюрна" аромат, заключенный в такой же лаконично оформленный флакончик.
Правда, более ранние версии "Кантаты" (духи и одноименный одеколон)выглядели очень аристократично: граненые флаконы из матового стекла с притертой изящной пробкой и изображением лиры на самом флаконе. В более позднее время лира осталась лишь на коробочке, а форма флакона существенно упростилась.
"Опера"
Как и в случае с "Кантатой", дизайн флакона со временем подвергался изменениям, и далеко не в лучшую сторону. Если ранние версии были представлены плавными изогнутыми формами и притертой пробкой, то более поздние варианты были заменены простым прямоугольным флаконом с винтовым колпачком.
"Опера" преподносилась как строгий вечерний аромат, в котором изысканно сочетается легкая горчинка с теплыми пряными нотами, что наводило на мысли о некоторой тяжеловесности и густоте этого запаха. Но по факту оказывалось, что ароматическая композиция "звучала" искристо, жизнеутверждающее и легко, создавая вокруг женщины потрясающей красоты шлейф.
Под похожим названием - "Опера "Евгений Онегин" в 1960 годы производились также духи, оформление которых позволяло предположить, что это скорее одеколон для мужчин. В пользу этого предположения говорит и пирамида аромата: цитрус, пряности, цветочные ноты, табак, кожа, сандал, амбра, мох.
"Рапсодия"
Под этим названием выходили духи как от фабрики "Дзинтарс", так и от "Новой Зари". Прибалтийская "Рапсодия" имела характерное "музыкальное" оформление коробочки с клавишами и нотным станом, в которой находился интересный "каплеобразный" флакон с необычной по форме крышечкой. Это был очень стойкий и самобытный аромат: слегка пряный и вместе с тем чуть горьковатый.
"Рапсодия" от "Новой Зари" в 60-е годы увидела свет в продолговатом прямоугольном флаконе, заключенном в такой же лаконичный футляр. В этих духах тоже присутствовала и горчинка, и теплая пряность, но вместе с тем прослеживались и нежные цветочные ноты, которые смягчали и придавали глубину аромату. В более позднее время, как это часто бывает, форма флакона стала более простой и от этого - уже не такой стильной.
"Романс"
К сожалению, об этих духах лично я ничего не помню, да и в интернете оказалось не так уж много информации. Удалось только выяснить, что в начале 70-х их производила "Новая Заря", и примерно в то же время начался выпуск одноименного аромата на Казанской парфюмерной фабрике.
Под этим названием также производился и одеколон, в котором, как и в женских духах, было выдержано фантазийное направление аромата, в котором ключевой нотой была свежая зелень. Но, судя по тому, как мало "романс" сегодня встречается в продаже, эти духи либо не пользовались популярностью, либо были выпущены весьма ограниченным тиражом.
"Серенада"
Под этим красивым названием существовала два вида духов. Одни (вместе с одноименным одеколоном) делала в 70-е годы Львовская фабрика, и вторые - выпущенные в 60-е годы египетским производителем Kesma.
Конечно, египетская "Серенада" не имеет никакого отношения к советской парфюмерной промышленности, но упомянуть их все же стоит. Это был аромат, в котором вообще не было спирта, а присутствовали одни лишь натуральные масла, столь характерные для арабской парфюмерии вообще. В те времена эти духи звучали настолько экзотично, что этот роскошный ванильно-сладкий, с фруктовыми и древесными нотами запах не просто выбивался из ряда привычных ароматов, а стоял особняком.
О египетской "Серенаде" мечтали многие женщины, да и сегодня нашлось бы немало поклонниц этого красивого, стойкого и соблазнительного аромата, заключенного в изящный флакон. Вот только стоимость тех редких экземпляров, которые дожили до наших дней, такая уже умопомрачительная, как и сам аромат :)
"Золотая симфония"
Еще одно произведение от львовских парфюмеров периода конца 60-х-начала 70-х гг. Густой, тягучий, теплый, и пряный аромат со сладкими нотами считался вечерним, и его, действительно, сложно было представить в дневных повседневных образах, заполненных бытовой суетой и рабочими делами.
Ранние версии духов были представлены характерными строгими флаконами с изысканной притертой крышечкой; чуть позже форма стала более простой, а крышка сменилась пластмассовым колпачком, ну а та миниатюрная "Золотая симфония", что была включена в состав сувенирного набора "Подарок из Львова" была представлена небольшим прямоугольным флакончиком из рельефного стекла, с таким же простым винтовым колпачком.
Также к музыкальному направлению можно отнести и такие советские духи, как "Увертюра", "Этюд", "Ода", парфюмерный набор "Сюита", концентрированные твердые и классические жидкие духи "Элегия", а также различные "Песни" - львовская "Лесная песня", николаевская "Песня любви" и их же "Песня юности".
К сожалению, об этих ароматах у меня нет исчерпывающей информации, и если кто-то помнит духи с таким названием, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о них в комментариях.
*******************************************************************
Платья "Дружба" - мечта многих советских девчонок