Мне давно неинтересно слушать лекции, смотреть фильмы, читать книги, в которых одни и те же мысли повторяются по много раз в разных главах. У кого-то также, а кому-то, наоборот, нравится смотреть ютюб, проводить вечера за просмотром эфиров в инстаграм. С наступлением учебного года родители часто жалуются на детей, которые занимаются этим вместо уроков. Иногда вопрос стоит так остро, что для всех очевидно: надо что-то делать. Давайте начнём с вопроса, а зачем дети этим занимаются, для чего им все эти виртуальные развлечения?
Но, перед тем как перейти к размышлениям, зачем дети смотрят ютюб и сидят в тиктоке, я попробую объяснить, почему нам что-то интересно, а что-то нет, через гештальт-терапию. В основе любых действий лежат актуальные потребности, то, чего хочется прямо сейчас. Когда другой человек что-то рассказывает, он это делает в первую очередь из своих собственных потребностей. Интересно это его аудитории или нет, это уже вторично. Иногда об этом задумываются целенаправленно, если речь про маркетинг или кассовые фильмы. Иногда так получается само собой, если автор креативен и самореализуется через творчество. А иногда нет (привет государственной системе образования!), особенно это заметно, когда люди выполняют свою работу формально, для галочки, не получая от этого ни удовольствия, ни удовлетворения.
Когда материал интересен аудитории? Когда он попадает в её актуальную потребность. Когда через материал человек получает то, что ему нужно. Не обязательно напрямую, это могут быть опосредованные способы. Через наблюдение за другими, через включение воображения, когда представляешь себя на месте другого или когда начинаешь видеть пути достижения своих целей. В популярных материалах такое попадание случается чаще.
Теперь вернемся к детям. Пусть для определенности это будут младшие школьники, мой старший как раз уже прошел этот период. Какие потребности стоят за их желанием смотреть видео? Первое это социализация. Почти все популярные мультики - с участием большого количества героев. Они общаются, как-то взаимодействуют между собой. Детям это актуально, им это нравится. В этом секрет популярности странных игр вроде among us. Наблюдая за взаимодействием персонажей дети добирают то, чего им не хватает в своей жизни. Веселого общения, продуктивного взаимодействия, своего признания от ровесников.
Другая потребность - в снятии напряжения. Если ребенок живет в напряженной атмосфере, в школе ругают учителя, дома добавляют родители, осуждая за оценки и заставляя делать сложные непонятные домашние задания, у ребенка образуется очень много напряжения. Он не может сам с ним справится. Для него просмотр видео это возможность уйти в другой мир. Мир, где все хорошо. Где ничего этого нет. Или хотя бы нет его самого и все происходящее в этом виртуальном мире никак его не затрагивает. Проблема такого снятия напряжения в том, что в какой-то момент придется вернутся в мир реальный. Со всем проблемами и напряжением, которые никуда не делись. Поэтому, отбирая доступ к гаджетам, родители еще больше повышают уровень стресса и напряжения у ребенка. Потребность только растёт. Такой вот замкнутный круг.
Тогда с чего начинать работу с зависимостью ребенка от гаджета? С физического ограничения доступа, лимитирования проведенного времени и постоянного контроля? Или с выявления его неудовлетворенных потребностей. С поиска того, чего ему не хватает. С обнаружения той дыры в жизни, которую ребенок затыкает с помощью телефона, планшета или компьютера. С первым, уверен, вы справитесь самостоятельно. А со вторым я, как психолог, готов помочь. Обращайтесь.