Найти в Дзене
Советская авиация

Зарождение, развитие и боевое применение воздухоплавания и авиации в дореволюционной России

Оглавление

Часть 1, Часть 2

Это вторая часть текста Путеводителя по Музею-выставке авиационной техники ВВС в Монино издания 1970 года. Она посвящена музейному залу № 1 «Зарождение, развитие и боевое применение воздухоплавания и авиации в дореволюционной России»

Зал № 1. 1975 год. Фото из книги «ЦМВВС 60 лет»
Зал № 1. 1975 год. Фото из книги «ЦМВВС 60 лет»

Со времен глубокой древности мечтали люди о полетах в воздухе подобно птицам. Эти мечты жили в сказках, легендах, былинах, переходя из поколения в поколение. Исторические документы свидетельствуют, что в завоевании воздуха большая заслуга принадлежит русскому народу. В 1731 г. подьячий рязанского воеводы Крякутной на построенном им воздушном шаре совершил первый в истории человечества полет, положив начало воздухоплаванию. В дальнейшем с конца XVIII в. как в России, так и за границей полеты на воздушных шарах стали частым явлением.

На стенде, посвященном воздухоплаванию в России, помещены документы, свидетельствующие о применении воздухоплавательных аппаратов для решения различных задач, подъеме на воздушных шарах русских ученых. В 1804 г. академик Я.Д. Захаров с целью изучения физических свойств атмосферы выполнил первый в истории научный полет на высоту 2600 м. В 1887 г. Д.И. Менделеев с воздушного шара наблюдал солнечное затмение.

Стенд об А.Ф. Можайском. Фото из Путеводителя 1970 года
Стенд об А.Ф. Можайском. Фото из Путеводителя 1970 года

Во второй половине XIX в. в русской армии зарождается воздухоплавательная служба. В короткое время создаются военные аэростаты, подготавливаются воздухоплаватели. Первые опыты по воздушному наблюдению и телеграфной связи аэростата с землей прошли успешно. С 1885 г. военные воздухоплаватели с их аэростатами участвовали уже во всех крупных войсковых маневрах в различных военных округах.

Первое боевое крещение русские воздухоплаватели получили в русско-японской войне 1904-1905 гг., во время которой было сформировано 7 воздухоплавательных рот. Успешный опыт применения аэростатов для наблюдения за полем боя и корректирования огня артиллерии дал толчок дальнейшему развитию воздухоплавания. В 1910 г. на вооружение армии поступили первые дирижабли «Кречет» и «Альбатрос». (В зале экспонируется корзина аэростата, паровая машина и воздушный винт дирижабля).

2020 год. Фото: Eric Cartman
2020 год. Фото: Eric Cartman

К началу первой мировой войны русская армия имела 11 воздухоплавательных рот и одно отделение, в составе которых были дирижабли и привязные аэростаты. В ходе войны воздухоплавание развивалось исключительно за счет роста числа привязных аэростатов. Фотоиллюстративный материал об участии привязных аэростатов на военных маневрах, в русско-японской и первой мировой войнах помещен на стенде и в витринах зала.

Воздухоплавание явилось предшественником авиации. Из среды воздухоплавателей вышли первые летчики. Исследования в области воздухоплавания способствовали созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха.

Первый в мире самолет был построен в 1882 г. А.Ф. Можайским. Он имел все основные элементы современного самолета (крылья, фюзеляж, двигатели, органы управления и колесное шасси). Во время испытаний самолет Можайского отрывался от земли. Материалы о конструкции самолета и его изобретателе помещены на специальном стенде. Рядом в витрине стоит модель этого самолета, а также модели самолетов иностранных конструкций: румынского инженера Трояна Вуя (1906 г.), «Райт» (образца 1908 г.), «Блерио XI» (1908 г.)

Модель самолёта А.Ф. Можайского. 2019 год. Фото Игоря Малинкина
Модель самолёта А.Ф. Можайского. 2019 год. Фото Игоря Малинкина

Большие заслуги принадлежат русскому народу и в развитии авиационной науки. Труды выдающихся русских ученых М.В. Ломоносова по исследованию атмосферы и Д.И. Менделеева о сопротивлении воздуха и перспективах развития летательных аппаратов тяжелее воздуха вошли в историю мировой науки.

Гениальный ученый Н.Е. Жуковский, которого В.И. Ленин назвал «отцом русской авиации», своими выдающимися трудами заложил основы аэродинамики и теории полета. Ученик Жуковского С.А. Чаплыгин обосновал аэродинамику больших скоростей. Большой вклад в разработку теории авиации, воздухоплавания и особенно реактивного движения внес выдающийся русский исследователь-новатор К.Э. Циолковский. Материалы по этому вопросу размещены на стенде «Развитие авиационной науки». Среди них фотокопия Постановления Совета Народных Комиссаров от 3 декабря 1920 г. за подписью В.И. Ленина в ознаменование пятидесятилетия научной деятельности Н.Е. Жуковского, фотографии его учеников и последователей и др. Здесь же фотография знаменитого ученого нашей Родины К.Э. Циолковского. В витрине находятся труды профессора Н.Е. Жуковского.

Бюст Н.Е. Жуковского. 2019 год. Фото Игоря Малинкина
Бюст Н.Е. Жуковского. 2019 год. Фото Игоря Малинкина

Идеи и практические достижения А.Ф. Можайского, а также труды русских ученых в области аэродинамики и теории полета создали благоприятную почву для широкого развития в России авиационно-конструкторской мысли. На рубеже первого и второго десятилетий XX в. ряд талантливых изобретателей и конструкторов Я.М. Гаккель, Д.П. Григорович, С.В. Гризодубов, А.А. Пороховщиков, А.В. Шиуков и другие построили оригинальные самолеты, не уступавшие по своим аэродинамическим данным иностранным образцам. Однако царское правительство предпочитало покупать самолеты за границей. Это объяснялось общей экономической и технической отсталостью России, ее зависимостью от иностранного капитала, преклонением господствующих классов перед Западом.

В 1909-1910 гг. в России возникли первые авиационные предприятия. К началу первой мировой войны насчитывалось 7 самолето- и 2 моторостроительных предприятия, на которых строились и собирались из готовых деталей самолеты и моторы главным образом иностранных (французских) образцов. Из русских конструкций строились серийно самолеты «Илья Муромец» (1913 г.), летающие лодки М-5 (1914 г.) и М-9 (1916 г.) и некоторые другие.

Огромным достижением отечественного самолетостроения было создание тяжелых многомоторных самолетов «Русский витязь», «Илья Муромец», «Святогор» и летающих лодок М-5 н М-9. Четырехмоторный гигант «Илья Муромец», равных которому не было в мире, мог поднимать полезную нагрузку 1500-1700 кг, совершать полеты продолжительностью до 5 час. на высоте более 3000 м при скорости 100-115 км/час и обладал мощным стрелковым вооружением (5-6 пулеметов). Хорошо зарекомендовали себя самолеты-истребители РБВЗ-16 и РБВЗ-20, а также разведчик «Лебсдь-12». Русские инженеры создали неплохие образцы авиационных двигателей.

Макет самолёта «Илья Муромец». 2001 год. Фото Максима Брянского
Макет самолёта «Илья Муромец». 2001 год. Фото Максима Брянского

Материалы по развитию авиационной техники дореволюционной России размещены на отдельном стенде. Здесь можно увидеть много фотографий, которые засвидетельствовали сборку самолетов на авиационных предприятиях, а также самолеты оригинальных конструкций выдающихся русских изобретателей и конструкторов. Рядом в витрине эскпонируются модели отечественных самолетов «Илья Муромец», «Святогор» и французских «Вуазен» и «Фарман». В музее имеются самолеты иностранных образцов, построенные на русских заводах. Это «Вуазен» выпуска 1914-1915 гг., обладавший скоростью 100 км/час. Он применялся как разведчик на фронтах первой мировой и гражданской войн. «Сопвич» — самолет истребитель, триплан, образца 1915-1916 гг., достигал скорости 198 км/час (эти самолеты стоят в зале № 6).

У самолетов «Вуазен» и «Сопвич». Фото из Путеводителя 1970 года
У самолетов «Вуазен» и «Сопвич». Фото из Путеводителя 1970 года

В первом зале размещены экспериментальные авиационные моторы конструкторов А.Г. Уфимцева, А. Нестерова, А.А. Микулина и Б.С. Стечкина, а также иностранных конструкций «Анзани», «Антуанет» и «Аргус», которые устанавливались на русских самолетах. Здесь же демонстрируется самолетный воздушный винт образца 1914-1915 гг.

Уже на первых ступенях развития авиации многие русские летчики достигли выдающихся успехов в технике пилотирования и боевом применении самолетов. Такие авиаторы, как М.Н. Ефимов, Н.Е. Попов, С.И. Уточкин, А.А. Васильев, П.Н. Нестеров, Е.Н. Крутень, К.К. Арцеулов и многие другие внесли достойный вклад в развитие отечественного Воздушного Флота.

Выдающийся летчик-новатор П.Н. Нестеров, впервые в истории авиации совершив «мертвую петлю» и таранив вражеский самолет, положил начало высшему пилотажу и воздушному бою. В 1916 г. летчик К.К. Арцеулов, преднамеренно выполнив «штопор», считавшийся тогда «бичом» авиации, нашел способ вывода из него самолета. Материалы о «мертвой петле», победе над «штопором», выдающихся перелетах русских летчиков в 1911-1914 гг., действиях наших авиаторов в Балканской войне 1912-1913 гг. помещены на стенде «Разработка вопросов боевого применения».

Портрет П.Н. Нестерова. 2019 год. Фото Игоря Малинкина
Портрет П.Н. Нестерова. 2019 год. Фото Игоря Малинкина

К началу первой мировой войны в составе русской армии было 39 авиаотрядов и 263 самолета. Русские летчики выполняли задачи по воздушной разведке, бомбометанию и корректированию артиллерийского огня.

Стенд «Русская авиация в первой мировой войне» включает материалы о первом воздушном таране П.Н. Нестерова, об эскадре тяжелых воздушных кораблей «Илья Муромец», о выдающемся русском летчике-истребителе — продолжателе нестеровских традиций Е.Н. Крутене. На одной из фотографий летчики докладывают наземному командованию результаты воздушной разведки, на других зафиксированы бомбометание по наземным целям, аэрофоторазведка.

Рядом размещены натурные образцы авиационных бомб ФАБ-82 и ФАБ-16 конструкции В.В. Орановского. Они были созданы в 1914 г. и применялись во время войны. На специальных стендах экспонируются металлические стрелы для поражения пехоты и конницы, сбрасываемые с самолетов, документы и фотографии о зарождении и развитии в дореволюционной России самолетовождения, воздушного фотографирования и радиосвязи.

Однако в царской России возможности развития авиации были слишком ограниченны. Только в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране были созданы условия для стремительного развития Воздушного Флота первого в мире социалистического государства и превращения его за короткий исторический срок в могучую авиационную державу.

Генерал-майор авиации в отставке М.В. Шишкин и русский пилот-авиатор Б.И. Россинский зале № 1. 1960-е годы. Фото из книги «ЦМВВС 60 лет»
Генерал-майор авиации в отставке М.В. Шишкин и русский пилот-авиатор Б.И. Россинский зале № 1. 1960-е годы. Фото из книги «ЦМВВС 60 лет»

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!

#монино #музей #музей авиации #музей ввс #ссср #история #авиация #музей монино