Прогнозируемого многими аналитиками кризиса в сфере жилищного строительства не случилось — напротив, лидеры рынка сумели нарастить свою долю за счет тех, кто не смог подстроиться под новые правила и потребительские предпочтения. Только за прошлый год, согласно оценкам экспертов, до 30% участников рынка были вынуждены свернуть деятельность, к примеру, не сумев должным образом организовать дистанционные продажи или не получив необходимого банковского финансирования. Те, кто остался, были вынуждены чутко следить за быстро меняющимися настроениями покупателей, строго соблюдать новые правила долевого строительства и четко высчитывать экономику каждого проекта. Об основных трендах на рынке жилищного строительства они рассказали «Вестнику».
Ольга Тумайкина, коммерческий директор ГК «ФСК»:
— 2020-й был непростым, но несмотря на это, мы сделали то, что планировали. Компания расширила портфель проектов бизнес-класса, начав реализацию трех ЖК на территории Москвы. Один из них флагманский — ЖК Sydney City в районе Хорошево-Мневники. На площади 20 га будет построено 13 кварталов с развитой коммерческой, социальной и развлекательной инфраструктурой. Помимо этого, мы представили новый ЖК в комфорт-классе — ЖК «Первый Лермонтовский» в подмосковных Люберцах, рядом с границей Москвы.
Изменения в связи с пандемией коснулись многих бизнес-процессов. Если говорить о внутренней жизни компании, то мы перешли на гибридный формат работы. Теперь сотрудники работают как удаленно, так и в офисе. Мы сменили офис и теперь используем open-space, что позволило повысить уровень взаимодействия в сложном 2020 году. В начале пандемии мы перешли на онлайн-продажи, усовершенствовав за короткий период данный продукт. Это позволило ГК «ФСК» первой в Московском регионе в 2020 году провести сделку по новой льготной ипотечной программе со ставкой 6,5%. В том же месяце — первой на рынке провести бесконтактную сделку с привлечением ипотеки от Сбербанка. Помимо этого, мы обновили сайт, сделали его более удобным, ведь в пандемию, особенно в период жестких ограничений, интернет стал практически единственной площадкой взаимодействия с клиентом.
Если говорить о потребительских трендах, то в 2020 году увеличилась средняя площадь продаваемых квартир. Это говорит о том, что люди стремились приобретать квартиры с большим метражом. В наших столичных проектах наибольшим спросом в прошлом году наряду с однокомнатными пользовались двухкомнатные квартиры и квартиры евроформата. Покупатели после жесткого локдауна пересмотрели свои приоритеты в организации пространства. Например, людям стало важно иметь рабочую зону, причем не только для одного человека. Многим было важно наличие балкона или лоджии с возможностью организации там зоны для отдыха или работы. Раньше покупатели могли отказаться от летних помещений, желая сэкономить при покупке квартиры.
Ольга Трошева, руководитель Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (Setl Group):
— Компания «Петербургская Недвижимость», эксклюзивный брокер проектов Setl Group, начала развивать свои онлайн-сервисы еще до эпидемии и оперативно адаптировалась к текущей ситуации, переведя в онлайн весь цикл сделки. Механизм онлайн-сделок абсолютно прозрачный и удобный: менеджеры подробно объясняют каждый этап покупки. Кроме того, это экономит время клиентов.
Мы отмечаем, что интернет-сервисы и онлайн-покупки популярны среди клиентов: за первые месяцы режима коронавирусных ограничений и покупатели, и продавцы привыкли к работе в новых условиях, а многие клиенты теперь отдают предпочтение онлайн-сделкам. Поэтому мы будем и в дальнейшем параллельно работать как в онлайн, так и в офлайн-режиме.
Значительно изменились и потребительские предпочтения покупателей, впрочем, многое зависит от бюджета, которым располагает покупатель. Если средства позволяют, то, конечно, выбор будет сделан в пользу жилого комплекса с продуманным благоустройством, с удобной и комфортной жилой средой (особенно важно это стало в период пандемии, когда заграничные поездки невозможны, а у многих людей нет дачи или загородного участка). Это экологичные детские площадки во дворах, спортивные зоны, зеленые территории, парки, скверы, прогулочные зоны.
Безусловно, льготная ипотека стала ведущим инструментом для покупки жилья на первичном рынке в 2020-м и первой половине 2021 года. В месяцы наиболее активного спроса доля ипотечных сделок на рынке Петербурга и Ленобласти доходила до 80%, из них 90% совершались именно с льготной ипотекой.
Геннадий Дикалов, коммерческий директор ГК «МИЦ»:
— 2020 год был непростым для строительной отрасли. Пандемия и сопутствовавшие ей изменения ощутимо повлияли на рынок. К тому же продолжался переход отрасли на проектное финансирование. По сути, мы жили в уникальное время и получили уникальный опыт, который дал толчок для развития компании. Мы научились, например, работать удаленно, активно развивали онлайн-продажи, выстраивали новые механизмы взаимодействия с банками, например, удаленное открытие счетов эскроу для проведения сделок онлайн.
Карантин в первую очередь стал драйвером онлайн-продаж. Произошел резкий переход в онлайн всех участников рынка, кроме нотариусов. Этот тренд точно сохранится с нами, он востребован и будет только развиваться. Пандемия COVID-19 повлияла как на функции коммерческого, так и на функции строительного блока. Закрытие строек, безусловно, сказалось на темпах строительства: открыть стройку даже после небольшого простоя требует больших временных и трудовых затрат. Были введены новые регламенты для управления рабочей силой на стройплощадках. Они повлекли ряд активных действий внутри компании для соответствия новым требованиям: регулярный забор анализов, налаживание системы питания и проживания с учетом мер социальной дистанции, обеспечение СИЗ. С точки зрения коммерческой функции, мы научились лучше работать удаленно. Продажи по нескольким проектам мы смогли полностью вывести в онлайн-режим. На удаленную работу был также переведен кол-центр. Это сделало нас более гибкими с точки зрения обработки входящего трафика, а также дало существенную экономию ресурсов, их мы смогли использовать в других сферах нашего бизнеса.
Мы также ввели новые меры безопасности в офисах продаж. Все больше действий с клиентами постарались перевести в онлайн: начали удаленно одобрять ипотеку, потом перешли к онлайн-открытию счетов эскроу и, наконец, пришли к непосредственному подписанию кредитных договоров через ЭЦП клиента. Потери эффективности при удаленной работе во время карантина компания не отметила.
Поэтому после его окончания было принято решение о переводе части сотрудников на удаленную работу на постоянной основе. Это позволило освободить значительную часть офисных помещений, что уменьшило накладные расходы компании.
Анатолий Репин, главный исполнительный директор ПАО «Орелстрой»:
— С марта 2020 года ГК «ОДСК» оперативно перевела всех офисных сотрудников на удаленную работу, организовав рабочий процесс в условиях самоизоляции. В начале пандемии стройка останавливалась всего на неделю, а после возобновления строители приступили к работе в рамках нового регламента в соответствии с требованиями эпидемиологической обстановки. Не менее важным событием для орловчан весной 2020 года стала дистанционная продажа квартир, организованная «Орелстроем». Виртуальную прогулку по будущей квартире можно совершить на официальном сайте застройщика, а оформление документов, сотрудничество с Росреестром при регистрации сделки компания вместе с банком-партнером взяла на себя. Продолжая выполнение нацпроекта «Жилье и городская среда» в двух регионах России, ГК «ОДСК» осуществила экстренную подготовку к приему пациентов 10 корпусов различных медучреждений Орловского региона.
Еще в 2019 году строительный холдинг «Орелстрой» запустил программу льготного ипотечного кредитования в Орловской области. В 2020 году, после внедрения новой программы с господдержкой, удалось снизить ставку до 5,2% годовых. В июне 2021 года ставка для новостроек от ГК «ОДСК» составила 2,05%. За 2020 год благодаря программам льготной ипотеки более 1,5 тыс. жителей Орловского региона смогли приобрести квартиры в новостройках компании.
Безусловно, снижение ипотечной ставки существенно увеличило привлекательность ипотеки для покупателей. Так, в 2020 году доля квартир, купленных с использованием ипотечного кредитования, составила 80% от общего количества сделок.