Это вторая часть серии интервью с руководителями южнокорейских компаний, стремящихся к космосу. - Ред.
Примерно через месяц Южная Корея запустит свою первую самодельную ракету «Нури».
Ожидается, что успешный запуск ракеты-носителя собственной разработки ознаменует начало новой космической эры для страны, когда государственные программы заменяются венчурными проектами частных предприятий. Причем этому способствовало недавняя отмена южнокорейско-американских руководящих принципов по ракетам, которые десятилетиями была камнем преткновения для космических запусков Южной Кореи.
В авангарде «космической лихорадки» Южной Кореи стоит Satrec Initiative.
Основанная в 1999 году инженерами, которые построили первый в стране спутник «Uribyeol 1», компания производит небольшие спутники для наблюдения Земли. Одним из ее основных клиентов являются южнокорейские военные, которые сталкиваются с воинственной Северной Кореей, обладающей ядерным оружием.
«Чтобы запустить спутник, нужно дождаться своей очереди. Если центр управления полетами говорит: «Идет дождь» или «Произошла задержка», вы ничего не можете с этим поделать», - сказал Чон Бон Ки (управляющий директор фирмы) о предстоящем запуске Nuri, который назначен на 21 октября.
«Главное - запустить спутник в нужное время и получить нужную информацию в нужный момент. Вот почему нам нужна ракета собственного производства, даже если она дороже, чем ракеты SpaceX ».
Местная спутниковая индустрия долгое время была скована сложной геополитической ситуацией вокруг Корейского полуострова, воплощением которой стали ныне несуществующие ограничения США на разработку ракет в Южной Корее. Но Satrec считает, что это была идеальная среда, которая позволила им быстро продвинуться на глобальном рынке частных спутников.
«Корейский полуостров - самый уязвимый регион мира. Южнокорейские военные говорят нам: «Если вы сможете доказать это здесь, у вас не будет проблем в другом месте». Успешное предоставление услуг по обнаружению и анализу на Корейском полуострове гарантирует использование наших технологий за границей », - сказал Чон.
По состоянию на сентябрь 2020 года около 65 процентов спутниковых продаж компании приходилось на экспорт в Объединенные Арабские Эмираты, Турцию, Сингапур, Малайзию и другие страны.
Используя Корейский полуостров в качестве гигантского испытательного полигона, Satrec Initiative превратилась в единственную в стране частную компанию, которая обладает полной производственно-сбытовой цепочкой для космических спутников. Компания предлагает полный пакет услуг - от изготовления корпуса спутника, спутниковой камеры и наземной станции до анализа и продажи спутниковой съемки.
Тем не менее существует огромный технологический разрыв между Satrec и устоявшимися игроками в США и Европе. На вопрос, какова ее стратегия выживания, Чон указал на главное оружие компании - ценовую конкурентоспособность.
«Маленькие спутники Satrec Initiative могут обеспечить 80-процентную производительность при 20-процентной цене», - сказал Чон.
По словам Чона, когда Satrec Initiative запустила свой малогабаритный наблюдательный спутник SpaceEye-X, он сразу же стал рассматривается на рынке как альтернатива крупногабаритному спутнику WorldView-3.
WorldView-3 предлагал разрешение в 0,31 метра - достаточно четкое, чтобы определять типы транспортных средств на земной поверхности - но он был тяжелым и дорогим, весил 2800 килограммов и стоил 300 миллионов долларов. SpaceEye-X, хотя и предлагал менее точное разрешение - 0,45 метра - весил всего 400 килограммов и стоил 60 миллионов долларов.
«Последние 20 лет мы думали только об оптимизации. Посмотрите на Hyundai Motor. Автопроизводитель знает, как закупать запчасти у разных поставщиков, собирать их в оптимизированной конструкции и продавать автомобиль по желаемой цене. Спутниковый бизнес почти такой же», - сказал Чон.
«Внутри тела спутника есть разные части, контролирующие тепло, электричество, мощность и так далее. Ноу-хау заключается в том, чтобы запихивать их внутрь без каких-либо помех».
Сравнительно низкие затраты на рабочую силу в Южной Корее также позволили им снизить цены, добавил Чон.
Основываясь на десятилетиях опыта оптимизации, Satrec Initiative расширяет область применения малых спутников. В настоящее время фирма разрабатывает SpaceEye-T, небольшой спутник с разрешением в 0,3 метра, с теми же характеристиками, что и WorldView-3. Стоимость SpaceEye-T составляет 100 миллионов долларов, что составляет треть от стоимости WorldView-3.
Проект смог обрести форму благодаря инвестициям компании Hanwha Aerospace, которая приобрела 30-процентную долю в Satrec Initiative за 108,9 млрд вон (92 млн долларов США).
По словам Чона, данная инвестиция поможет не только Satrec. Эти деньги также перейдут к более мелким игрокам на местном уровне, оживив внутренние цепочки поставок для космических спутников.
Когда южнокорейское правительство - а точнее, государственный Корейский институт аэрокосмических исследований - было единственным источником притока денежных средств, правила экономики и бизнес-потенциал часто уступали место политическим целям. KARI использовал свой бюджет для локализации нескольких спутниковых компонентов, которые он считал стратегически важными, но их массовое производство или создание местной цепочки поставок не были их главной заботой.
Чтобы возглавить и продвинуть вперед спутниковую индустрию Южной Кореи, Satrec Initiative намерена расширить границы своего бизнеса, используя искусственный интеллект для анализа спутниковых изображений и изучая возможность внедрения готовых коммерческих изделий (COTS-деталей) для своих спутников.
«В прошлом отрасль была очень консервативной и использовала только те детали, которые прошли проверку в космосе, независимо от того, когда они были разработаны. Но в последнее время стартапы начали использовать коммерческие детали в космических спутниках. Когда мы увидели, что эти спутники хорошо работают в космосе, это изменило наши мысли. Например, некоторые стартапы используют датчики изображения DSLR для спутниковых камер », - сказал Чон.
Ким Бён Ук (kbw@heraldcorp.com)
#южнаякорея #корея #политика #бизнес #космос #промышленность #технология #ракеты #космическиеспутники #общество