Все ли электрички одинаковые? Даже сейчас, когда всё перекрашено в красный и серый, можно встретить оригинальные экземпляры. Что уж говорить про железную дорогу конца 2000-х годов, когда на некоторых направлениях электропоезда красились вообще в разные цвета, как это было на Ярославке и Рязанке? Даже среди "тупозелёных", поездов находились узнаваемые экземпляры.
Вы на канале Блог ЖД фотографа и сегодня мы с вами вспомним, какую "бижутерию" носили одинаковые электрички, чтобы выделяться из толпы. Благодаря различным мелочам любой непосвящённый пассажир (который не умеет читать серию и номер на голове поезда) мог в толпе электричек узнать ту, в которой позавчера ездил на дачу, а неделю назад - за грибами. Приготовьте носовой платок на случай, если решите всплакнуть, вспомнив эти цветные времена, а я приступаю к рассказу.
Начнём с электропоездов моторвагонного депо Перерва. Сейчас парк представлен современными ЭП2Д, но до 2019 года основу составляли ЭД2Т, построенные в 1990-х годах. Да, между собой они не отличались, однако некоторые машины имели фишки. Например, у машины № 0046 над автосцепкой был нарисован российский флаг. Видишь его в очередной раз по дороге на работу - и сразу узнаёшь старого знакомого. В 2013 году электричку перекрасили в корпоратив, и триколор на неё не вернулся. Фу, как непатриотично!
У электоропоезда ЭД2Т-0050 некоторые детали лобовой части были обведены жёлтой краской - козырьки и сетки огней, буферный упор и водосточный жёлоб. Мелочь, а приятно.
В 2014 году электричку перекрасили. Сделали это при помощи грязных тряпок, веников, швабер, а краску использовали самую похабную, зато поезд стал выглядеть согласно корпоративному стилю. Каким-то чудом на носу у него сохранился значок Демиховского завода и тонкая элегантная оранжевая полоса над буферными фонарями, но жёлтые крылышки маляры рисовать поленились.
В Перерве короткое время оригинально был покрашен электропоезд ЭД4М-0004. Кузов зелёный, как у других, но лобовые окна выделены серой обводкой. Когда в 2007 году проходила выставка Экспо-1520, этот электропоезд использовался как бесплатный экспресс, чтобы возить посетителей до Щербинки. В каком году он потерял свою фишку, точно неизвестно, но последнее его фото в таком виде было сделано в 2008 году.
Перерва 2000-х годов была чисто "ЭДешечным" депо: там содержались только электропоезда ЭД2Т и ЭД4М. Однако в 2012 году каким-то чудом туда передали машину ЭР2Р-7050, и на ней появились крылышки, как у ЭД2Т. Для чего это было сделано, сказать сложно, скорее всего, маляры просто действовали по инструкции, которая предусматривала нанесение этого узора на все квадратные кабины подряд. Но выглядело это оригинально, хотя оранжевую полосу лучше бы нанесли под буферными фонарями. Проработала машина до 2014 года.
Как вы знаете, я ненавижу корпоративную окраску РЖД за то, что её всегда наносят, не задумываясь о том, как линии схемы соотносятся с геометрией кузова, в результате чего получается, чаще всего, уродство. Однако среди электричек были исключения, например, поезд ЭР2К-1133 из депо Новомосвковск. В 2016 году его перекрасили в корпоратив, оставив на передке знак Рижского вагоностроительного завода и оранжевые полосы в первоначальном виде. Какого лешего руководители РЖД не распорядились красить таким образом вообще все рижские электрички, остаётся за гранью моего понимания. Впрочем, что они могут смыслить в эстетике, сидя в своей убогой стеклянной коробке на Каланчёвской улице? В 2017 году поезд 1133 в очередной раз перекрасили, уже в обычный корпоратив.
Подобным же образом был покрашен электрпопоезд ЭР2Р-7088, а ещё он был не красным, а вишнёво-серым. Его стильный облик дополнял "спойлер" над кабиной машиниста, который был далеко не у всех электропоездов - мелочь, а приятно. В 2018 году состав перекрасили в обычный "пидок".
Электрички с особенностями встречались и на Горьковском направлении. Например, состав ЭР2Р-7027 в 2010 году носил имя "Русич". Кто это придумал и что хотел этим сказать, мне неизвестно, но жёлтая наклейка на лобовом стекле сделала безликую электричку немного узнаваемой.
Ещё один именной электропоезд Горьковского направления - "Московия", причём это название оказалось преемственным. Изначально его носил ЭР2Т-7212. Кто присвоил ему это имя, мне неизвестно.
В 2011 году, когда депо Железнодорожная обновляло парк на ЭД4М, машину 7212 отдали в Нахабино, где своё имя она потеряла, однако "Московией" стал электропоезд ЭД4М-0306. Он был "тупозелёным", но наклейка на лобовом стекле выделила его из массы себе подобных. Даже когда эту электричку перекрасили в "корпоратив", своё имя она не утратила (второе фото в карусели), но это было исправлено в 2020 году, так что "Московии" сейчас не существует. Если кому-то из вас известна история появления "Русича" и "Московии", обязательно поделитесь ей в комментариях.
На Рижском направлении в депо Нахабино одним из именных поездов были "Кремлёвские Курсанты". Первоначально эту должность занимал электропоезд ЭР2-1260. Особенной окраски состав не имел: он был "тупозелёным", а на боках головных вагонов была нанесена кремлёвская стена. Именное название состав носил с 2008 по 2010 год, а в 2011 году его списали.
Однако "Курсанты" никуда не делись - они перекочевали на новую на тот момент электричку ЭД4М-0296. Состав смотрелся великолепно: заводская бело-зелёная окраска и кремлёвская стена с жёлтой полосой на боку, а ещё его мыли чаще, чем остальные электрички. Даже после перекраски в "корпоратив" (фото 2) он не потерял свою уникальность: на боках у него появились наклейки-ордена, а на носу - оранжевая "птичка". Правда, кремлёвскую стену наносить не стали, а именное название "Кремлёвские курсанты" сделали жёлтым на сером фоне, в результате чего надпись почти не читается. Просто диву даюсь: люди, которые её рисовали, этого сразу не увидели?! И такие: сойдёт, выпускай на маршрут. Мы нанесли, а дальше вообще по барабану.
Сейчас имя "Кремлёвские Курсанты" носит электропоезд ЭП2Д-0024. Он окрашен в цвета "Наше Подмосковье", на каждый вагон наклеены ордена и текст "Кремлёвские курсанты". Жаль, что у состава нет уникальной цветовой схемы, но и на том спасибо.
Электропоезд "Панфиловец" - давняя, но утраченная традиция депо Нахабино. Изначально такое имя носил состав ЭР22М-67, затем оно перекочевало на ЭР2-1222, а позднее - на ЭР2-1263. Последний состав я успел застать живьём. Имя он носил с 2009 по 2011 годы, а потом и вовсе стал последним электропоездом ЭР2, работавшим в депо Нахабино. По какой-то причине имя "Панфиловец" не перебралось на другую электричку, так что состава с таким названием сейчас не существует.
Ещё один электропоезд из Нахабино, который хотелось бы отметить - сборный состав с головами 3026/1210. Он работал на кольцевом графике, и знаменит был, во-первых, огромными жёлтыми птичками на обеих головах, а во-вторых, тем, что в этом составе работали два последних вагона с реечными деревянными лавками. Жёлтые птички появились на головах в 2009 году и просуществовали до списания в 2014 году.
Самой известной электричкой в узких железнодорожных кругах была ЭР2Т-7178, работавшая в депо Лобня. Электропоезд обслуживал, в основном, Савёловское направление. Он был обычным зелёным, но в начале 2000-х у него на лбу появился знак Рижского вагоностроительного завода, снятый, судя по всему, с какого-то электропоезда ЭР22. Естественно, эта маленькая деталь стала выделять его среди собратьев и фотография с ним у ЖД фотографов всегда считалась большой удачей.
В 2013 году, когда электрички Московского узла массово красились под наш "любимый" РЖДшный брендбук, машина 7178 не избежала этой участи. После покраски знак РВЗ не вернулся на кабину и поезд стал самым обычным. Что помешало горе-малярам установить эту железяку на прежнее место, я до сих пор не понимаю, ведь благодаря этой "бижутерии" состав хоть как-то отличался бы от остальных. В 2019 году электричку списали.
Следующий представитель моторвагонного депо Лобня - ЭР2Р-7051. Электричка была самой обычной до 1999 года, когда ей на лоб прикрепили символ "РЖД" - железнодорожное колесо с крылышками (та самая "птичка", вместо которой сейчас безликий "пид"). "Птичка" проездила на электричке целых 15 лет, но в 2014 году состав был перекрашен, а спустя полгода и вовсе ушёл под нож (красить электрички незадолго до списания - ещё одна странная практика РЖД, о которой не знают журналисты независимых СМИ).
Одной из уникальных машин депо Раменское была ЭД4М-0107, названная в честь подводной лодки "Курск". На боках кабины была нанесена подлодка и надпись "имени экипажа АПЛ Курск", а мордаху украшала салатовая окантовка окон и оранжевая полоса в виде галочки. Электропоезд был именным недолго: судя по имеющимся в интернете снимкам, звание было присвоено в 2008 году, а на фотографиях 2009 года его уже не было.
Завершает сегодняшнюю подборку ну совсем уж уникальный электропоезд - ЭМ2-008. Он выделялся не бижутерией, вроде каких-то там железок или наклеек, а своей окраской. Его сделали 2001 году из ЭР2-999 с использованием кабины от ЭД4М, и сразу отправили работать в депо Домодедово. Заводская окраска у него, конечно, была крутая, но в 2009 году его решили покрасить в яркие зелёно-голубые цвета. В таком виде электропоезд проходил меньше года, но каким-то чудом и совершенно случайно мне удалось его заснять. В честь чего на нём появились именно эти цвета, для меня большая загадка, известно только, что был ещё какой-то похожий состав. Очень жаль, что цветовая схема не прижилась, и уже год спустя ЭМ2-008 стал "тупозелёным".
А какую электричку считать самой оригинальной - решать вам! Пишите ваше мнение в комментариях. Туда же можете кидать фотографии других электричек с "бижутерией", которые я не упомянул в своём рассказе.
С вами был Блог ЖД фотографа. Невозможно передать словами мою ностальгию по этим ярким железнодорожным временам. Если я стану президентом РЖД, в первую очередь устрою цветную революцию подвижного состава, а помогут мне в этом неравнодушные работники депо.
А пока ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Армия сторонников, чтобы осуществить задуманное, мне явно не помешает.
До новых встреч!