Сегодня хочу поделиться с вами темой, которая мне всегда была интересна и тесно переплетенная с историей Нижегородского края. Эта тема – русское старообрядчество.
Как мы знаем, в 1666 году в ряду Русской православной церкви произошел раскол. Он был связан с приходом нового патриарха – Никона и началом церковной реформы 1653 года. Что он означал? В основном изменения коснулись обрядов. Например, если раньше на Руси крестились двумя перстами, то Никон ввел троеперстие, в крестный ход ходили по солнцу, а стали против солнца и прочих несущественных вещей. Все изменения были внесены в церковные книги.
Конечно, христианское сообщество на Руси приняло реформу по-разному. Многих возмутило то, что, не смотря на многолетнюю традицию, нужно было принимать греческое понимание православия. Нашлись те, кто отказался соблюдать новые каноны, придерживаясь старых. Так произошел церковный раскол, появились старообрядцы. 1666 год был ознаменован массовым бегством старообрядцев. Бежали они в глухие леса Нижегородской области, а уже после 1906 года, когда был принят Декрет о веротерпимости, расселились по Российской Империи.
Где мы можем найти следы старообрядчества в Нижегородской области?
В 17 веке Нижегородская область была покрыта густыми лесами (еще больше, чем сейчас), особенно это касалось северной ее части. Поэтому старообрядцы селились в местах, где их не могли найти. Это были леса по реке Керженец (Лысковский, Семеновский районы). Таким образом здесь образовалось порядка 10 старообрядческих скитов. К 1737 году, после гонений, здесь осталось всего 2 скита – Оленевский и Шарпаранский, а в 1762 году староверам разрешили вернуться на родину и они снова начали образовывать скиты.
Правительство постоянно меняло свое мнение относительно староверов. В итоге, в 1853 году Николай I издал указ об уничтожении скитов в Нижегородской области.
Но мы с вами знаем, что не смотря на гонения, в Нижегородской области было много знаменитых старообрядцев, которые занимались благотворительностью. Так было положено по старообрядческой доктрине – десятину своего дохода отдавать на благотворительность. Среди знаменитых нижегородских старообрядцев значатся купцы Бугровы, Блиновы, Сироткин и многие другие.
Сейчас в Нижегородской области мы тоже можем найти следы русского старообрядчества, хотя оно и не встречается так часто. Например, в селе Тонкино Нижегородской области некоторые жители до сих пор следуют канонам старообрядчества. Здесь вы можете встретить старообрядческие молельные дома, в которые, конечно, вам не разрешат войти. Если будете в Тонкино, обязательно посетите краеведческий музей, в котором собраны экспонаты из жизни нижегородского старообрядчества.
Кроме того, следуя по местам старообрядцев, вы можете посетить Малиновский скит, который находится в Семеновском районе. Здесь сохранилась церковь Казанской иконы Божией Матери, построенная в 1908 году на деньги Н.Бугрова и А.Блинова.
А вы знаете места в нашей области, где сохранились следы русского старообрядчества? Делитесь в комментариях.