Найти тему

Последняя крепость Российской империи. Великая Отечественная.

В предыдущих сериях - Рождение, Строительство, Гарнизон, Первая война

Форт I

Этот форт в феврале 1915 одним из первых принял боевое крещение. Он находится на левом берегу Нёмана и был ближе всех к линии фронта. В августе и сентябре на нем тоже шли бой. Отступая, войска подорвали форт. Разрушения там очень сильные. Толстенные куски бетонного бруствера разломаны и кое-где под ними есть проходы в галерею.

При хорошей подготовке и везении можно даже добраться до шахты, ведущей в потерну. В ней планировалось соорудить подземную казарму с лифтом, но то ли не успели, то ли отказались от этого. Вообще, внутрь к шахте лучше не лезть - бетонные плиты наклонены, поросли мхом и довольно скользкие.

Спуск в потерну. Место где должен был находится лифт
Спуск в потерну. Место где должен был находится лифт

Перед фортом стоит памятник воинам 455-го стрелкового полка 42-й стрелковой дивизии. В июле 1944-го они защищали высоту от танков 3-й дивизии СС "Мертвая голова". Рядом могила неизвестного солдата.

Даже разрушенный, форт хорошо послужил солдатам РККА, защищая их от огня танковых орудий. После нескольких попыток штурма, немцам все-таки удалось подойти вплотную к развалинам форта. Тогда защитники форта вызвали на себя огонь артиллерии. Артобстрел заставил немцев отступить от форта. Но у оборонявшихся не осталось боеприпасов, поэтому ночью большинство из них прорвалось к Нёману. В форте осталась одна рота. Свидетельством храбрости защитников форта стали записи их врагов, сапёров из танковой дивизии СС:

«... Мы подкатываем бочки с бензином к фортификационным укреплениям, выливаем их содержимое в трехэтажное устройство каземата и поджигаем его. Мы надеется, что огнём принудим русских к сдаче в плен. Однако, этого недостаточно! Только несколько красноармейцев сдаются, большинство ещё держится… Едва мы оказываемся внутри, снова гремят выстрелы. Здесь помогают только несколько ручных гранат. Я беру несколько гранат и бросаю их вниз: после их взрывов до моих ушей доносятся хрипы и стоны. Мы освобождаем верхний этаж. Но далее дела не идут. Мы запасаемся толовыми шашками, чтобы выкуривать казематы дальше. Между тем русские опомнились от первого шока и заняли оборону. Теперь нам очень тяжело,  проникнуть в казематы снова. Мы продвигаемся вперед до самого нижнего этажа и бросаем несколько шашек. Мы так же осматриваем средний этаж и выходим опять на воздух. Однако русский гарнизон не сдается. Это упрямые и жесткие парни. С пленным красноармейцем мы пытаемся теперь убедить гарнизон сдаться. Пленный «Иван» переводит. В ответ русские застрелили своего товарища. Бои вокруг укреплений разгораются вновь...»

-5

Вряд ли у оборонявшихся на нижних уровнях форта было много шансов выжить, когда немцы поднялись на бруствер. Но 8 бойцов всё же вырвались из руин форта.

За фортом четко просматривается треугольный ров, а в высокой траве хорошо видны старые окопы. Сохранились пороховой погреб форта и опорные пункты № 1 и литера "А".

Форт II

Это самый известный из фортов Гродненской крепости. И самый легко находимый. Проще всего от него доехать по дороге на небольшой городок Сопоцкин. Там даже информационный щит есть. Но нас навигатор почему-то повел через находящиеся рядом дачи "Автотранспортник". В дачном поселке, находящемся в паре сотен метров от форта на вопрос о местонахождении форта нам ничего не ответили. И только Яндекс.Карты упрямо показывали, что форт - вот, рядышком в лесу.

В Великую Отечественную на форту немцы расстреливали военнопленных и мирных жителей. От трассы дорожка ведет к памятнику, а потом сворачивает налево к форту. Перед ним на горочке - два креста. По традиции, католический каменный и деревянный православный. На мемориальной плите - фамилии погибших здесь людей. Однако, учитывая рассказы местных жителей о количестве расстрелов, это лишь малая часть. Имена большинства погибших неизвестны. Как и более-менее точное количество расстрелянных. Цифры разнятся сильно - от нескольких тысяч до почти сорока тысяч человек. Немцы строго следили за тем, что бы не было никаких свидетелей казней, проводимых на форту II, - в дни массовых казней вокруг форта и дороги к нему ставили оцепление.

По воспоминаниям местных жителей, немцы проводили "акции пацификации". В случае, если где-то на оккупированной территории убивали немецкого солдата или полицейского, немцы арестовывали и расстреливали в сотни раз больше мирных жителей. При проведении одной из таких акций было арестовано около полутора тысяч человек, людей хватали целыми семьями. 15 июля всех этих людей вывезли на форт и расстреляли. Местные жители рассказывали, как бывало, целые дни на форт шли грузовики - везли арестованных.

Перед отступлением, летом 1944 года, фашисты решили уничтожить следы массовых расстрелов мирного населения. На форт привезли заключенных из гродненской тюрьмы, чтобы выкопать и сжечь тела. Как рассказывали местные жители, несколько дней окрестности заволакивал густой удушливый дым.

-10

В 2017 году родились планы сделать из некоторых фортов крепости музеи. Прежде всего из 4-го и 2-го. По состоянию на май 2021 года они планами так и остались. Не считая табличек на форте IV и заваренных наглухо входов. Сейчас форты посещают энтузиасты, велосипедисты из Гродно устраивают покатушки, да ещё приезжает немного любопытных вроде нас. Большинство населения Беларуси, да и Гродненщины о Гродненской крепости и слыхом не слыхивало. Если про форт II периодически вспоминают в связи с мероприятиями, посвященными памяти жертв фашизма, то другие форты таким вниманием не избалованы.

Насчет событий Первой мировой войны - власти, активисты и общественники чаще всего предпочитают делать вид, что первая мировая была не наша войны. Что это было дело имперского "режима". А в чем разница-то?! Тогда точно также захватывались наши земли и гибли наши соотечественники. Немцы шли войной на Россию. Русские солдаты точно так же защищали свою Родину. Наши пра- и пра-прадеды. В чем разница- то? Или то, что деды защищали " и нам защищать ", а то, что прадеды - не наше дело?!

Галерея форта II
Галерея форта II

Вот так и стоят форты. Памятником нашей забывчивости.

Мурманск. Едем в Заполярье

Кронштадт. Форт Константин.

Самая фантастическая "заброшка" Беларуси. Дворец Святополк-Четвертинских

Достопримечательность федерального масштаба в маленьком уездном городке Острове.